Музыка и марксово мышление
(интервью Гюнтера Майера для журнала «Альтернативы» № 2 за 2010 г.)
Булавка Л.
Что Вы думаете об отношении между марксизмом и эстетикой уже в наше время, когда эти понятия, казалось бы, отошли в прошлое?
Прежде чем отвечать на этот «простой» вопрос, я должен признаться, что у меня есть, помимо всего прочего, некоторые трудности в использовании термина «марксизм», так как он несет на себе печать, как прошлого, так и настоящего. Вы помните, как нам говорили, что марксизм учит, марксизм требует, чтобы мы должны были бороться против различных форм ревизионизма, что мы должны были защищать «арсенал» марксизма и т.д. Без критики этой, долгое время доминировавшей версии «марксизма», использование этого понятия затруднительно, т.к. оно еще не освобождено от налета того догматизма, который его толковал как некую завершенную раз и навсегда самодостаточную систему категорий и закономерностей, как некий построенный на века дом, как всемогущее учение, вместилище правды и так далее.