Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Владислав Фельдблюм. Полезный опыт для России (к 90-летию коммунистической партии Китая)

Аватар пользователя professor-v




  

Владислав Фельдблюм

  

Полезный опыт для России

(к 90-летию коммунистической партии Китая)

 

 

Китай отмечает 90-летие создания Компартии

 

 

        1 июля исполнилось 90 лет коммунистической партии Китая. На сегодняшний день это самая многочисленная политическая организация в мире, её численность свыше 70 миллионов человек. Компартия Китая и до сих пор является правящей партией в огромной, самой большой по численности населения стране. За годы реформ  руководителям Китая даже мысль не приходила лишить эту партию статуса правящей. История китайских реформ весьма интересна и поучительна. В 50-е годы минувшего столетия китайские коммунисты не только перенимали опыт СССР, но и во многом усовершенствовали его применительно к условиям своей страны. Например, они провели коллективизацию на селе без раскулачивания. Это дало возможность избежать разрушения сельскохозяйственного производства, как это произошло в Советском Союзе. Значительно умнее, без экспроприации было проведено социалистическое преобразование частной собственности в промышленности и торговле. На вооружение с самого начала был взят принцип государственно-частного партнёрства. Прежнего собственника, как правило, оставляли на посту генерального директора, а решение социальных проблем поручалось секретарю парткома.  

         

        Особенно много нового в заимствованный советский опыт внёс Дэн Сяопин. Он выступал как убеждённый прагматик, не обременённый идеологическими догмами. Своё отношение к «измам», капитализму и социализму, он выразил крылатой фразой: «Не всё ли равно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей!». На практике это означало не отказ от  социалистических убеждений, а стремление проводить экономические преобразования без разрушительных последствий. Дэн Сяопин считал, что рыночные реформы  должны приводить к росту производства, а не к его спаду. Он считал, что эти реформы должны приводить к повышению жизненного уровня населения, а не к его снижению. Он считал, что проводимые реформы должны увеличивать мощь страны. В соответствии с этими взглядами, Дэн Сяопин выступал не за ломку политической системы, а за повышение экономической эффективности. Главной задачей для него была борьба с бедностью. Если в начале реформ на грани нищеты находилось 25 процентов населения Китая, то теперь эта цифра снизилась до 2 процентов. Многие миллионы «новых китайцев» живут в собственном жилье и разъезжают в собственных автомобилях.

       

          Китайские реформы, в отличие от российских, проводились без шоковой терапии и «прихватизации». Там не торопились с тотальной приватизацией промышленных предприятий. Но там были созданы свободные экономические зоны с режимом наибольшего благоприятствования для заграничных инвесторов. Благодаря этому насыщался внутренний рынок, увеличивался экспорт, поднимался технологический уровень производства. Китайцы не допустили кардинальной ломки политической системы, но приняли меры к её укреплению и демократизации на основе верховенства закона. Они  заменили законодательством прежний принцип революционной целесообразности. Закон обязаны соблюдать все жители страны, включая высшее руководство. Меняется и роль компартии. Теперь она стала рычагом планомерной модернизации общества на основе принципов законности, научности, демократичности. Непреложным фактом является то, что компартия Китая проявила государственную мудрость и ответственность в руководстве самой многочисленной страной мира. Она умело использует всё полезное из прошлого катайского опыта, из советского опыта, из опыта других стран. Но не переносит всё это механически, а гибко, умело и без спешки приспосабливает к реальным условиям китайской действительности.

         

        В октябре 2004 года президент России Владимир Владимирович Путин посетил Китайскую Народную Республику в связи с празднованием её 55-летия. В ходе визита он, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао,  заявил: «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами». Это и в самом деле так. Достижения КНР в экономическом развитии впечатляют. Даже недруги этой страны вынуждены признавать, что перемены, происходящие там, поразительны. Ещё десять лет назад главным транспортом китайцев на улочках Пекина был велосипед. А теперь по его дорогам, которые шире и лучше российских, разъезжают иномарки, причём китайской сборки. Китай уже вышел на четвёртое место в мире по количеству произведенных автомобилей и уверенно продвигается дальше. Поражают успехи Пекина и  в жилищном строительстве. Буквально в одну ночь сносятся бульдозерами карточные домики и грязные дворики, а на их месте вырастают небоскрёбы и супермаркеты. При этом в Китае сохраняется бесплатное муниципальное жильё. Работает система доступного жилищного кредитования. Например, 300-метровую двухуровневую квартиру в новом районе Пекина стоимостью в 80 тысяч долларов (на порядок дешевле, чем в Москве) вполне может купить любой, имеющий стабильный и гарантированный средний заработок около 100 долларов в месяц.

        

        Сегодняшний Китай - это валовой национальный продукт в 6,4 трлн. долларов, почти 500 млрд. долларов иностранных инвестиций в экономику и 700 млрд. долларов сбережений у населения. Сбережения граждан тоже работают на промышленный рост страны, а не расходуются на спекулятивное обогащение банкиров и не лежат в кубышках. По величине ВНП Китай вышел на второе место в мире после США – 10,9 трлн. долларов (для сравнения: за Китаем следует Япония – 3,5 трлн. долларов, Россия занимает одиннадцатое место – 1,2 трлн. долларов, Украина со своими 256,5 млрд. долларов – 33-е место, Казахстан имеет 105,3 млрд. долларов – 57-е место).  При этом экономика Китая продолжает стремительно развиваться. Для прогресса Китая характерна его твердая приверженность развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. Более половины прироста ВНП достигнуто за счёт развития шести промышленных отраслей — производства компьютеров, средств связи,  электроники, транспортного оборудования, а также в химической, металлургической, легкой промышленности и в развитии общего машиностроения. По производству определенных видов электроники Китай уже лидирует в мире.   Внутри страны Пекин делает ставку на развитие новой информационной экономики, хотя это и может привести к ослаблению контроля правительства над системой связи и распределением информации. Тем не менее количество постоянных телефонных линий – сейчас их 397 млн. – увеличилось с 1989 года в 100 раз. Доступ в Интернет через личные компьютеры имеют ныне 69 миллионов человек, в то время как в 2000 году таких было 8,9 миллиона человек. Еще большее число людей могут выходить на связь с помощью своих сотовых телефонов. Более 200 млн. китайских семей сейчас пользуются кабельным телевидением, что делает Китай крупнейшим в мире рынком кабельного телевидения.  Китай также является крупнейшим рынком для продажи сотовых телефонов, сейчас их уже насчитывается 200 млн., и ежемесячно в стране продается в среднем около 2 млн. штук.

        

         Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там наверняка возникло бы движение против реформ. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения,  добиваясь ошеломляющих результатов. Следует подчеркнуть, что такой путь развития возможен только при высочайшей компетентности и ответственности верховной власти. Без этого авторитарный режим с неменьшей скоростью привёл бы к прямо противоположным результатам. Триумф китайских преобразований, по замыслу их авторов, официально назначен на 2020 год. К тому времени Китай по совокупной мощи, под которой понимаются огромные людские ресурсы, крепкая и независимая экономика, достаточная военная мощь, передовые наука и техника, самостоятельная внешняя политика, должен сравняться с США и стать одним из главных центров силы в мире.

       

        В настоящее время в Китае намечается тенденция к приватизации государственных предприятий. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут не в карманы чиновников, а на поддержку неимущих слоев, систему здравоохранения, пенсионную систему и систему социального обеспечения.   Западные СМИ злорадно пишут о наступлении в Китае нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не означает отказа от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять командные высоты в экономике, прежде всего, в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых. Это дает возможность государству в лице центральных правительственных органов регулировать право доступа к недрам. Это в первую очередь относится к добыче нефти и газа, имеющей важнейшее значение для реализации намеченных планов экономического развития. Ввиду ограниченности собственных энергоресурсов в будущем придётся расширять импорт, и в его регулировании ключевая роль тоже должна остаться за государством.

      

        В свете сказанного большая роль во внешней политике Китая отводится расширению сотрудничества с Россией.   В Пекине не могут не учитывать тот факт, что здесь меньше угроз и что именно Россия граничит с теми территориями, которые по планам китайского руководства будут стремительно развиваться и которым в этой связи потребуется много нефти. Известно также, что энергетическая стратегия России предусматривает освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для этого требуются значительные иностранные инвестиции, а китайские предприятия не раз выражали готовность к сотрудничеству с российскими коллегами в работах по разведке, разработке и освоению нефтяных месторождений в самых различных формах. К тому же, Россия стремится диверсифицировать свои потоки энергоресурсов, учитывая, что на западе возникают трудности для расширения экспортных возможностей. В этом плане быстро развивающийся  Китай мог бы стать самым стабильным рынком для реализации российских энергоресурсов. К расширению связей в области энергоресурсов подталкивает политическая составляющая сотрудничества двух стран. Китай и Россия поставили в качестве долговременной цели развитие отношений стратегического партнёрства и уверенно идут по этому пути. Уникальный исторический опыт Китая полезен для России. Подобно тому, как в своё время КНР гибко и творчески использовала советский опыт, теперь настало время для России использовать всё полезное из китайского опыта для ускорения своего социально-экономического развития.

 

Ярославль, июль 2011 г.

 


 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’

Комментарии

Аватар пользователя severo53

Паульман В.Ф. «Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества»

http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/text_0020.shtml

3.7.4. Кооперация и социализм

«…Форсирование индустриализации за счет снижения жизненного уровня трудящихся
привело к сокращению кооперативного жилищного строительства,
а затем и к ликвидации общесоюзной системы жилищно-строительной и
жилищно-арендной кооперации. Та же участь постигла и кооперативные банки».
Был взят курс на ликвидацию и промкооперации,
которая была окончательно упразднена в 1960 году.
В стране возобладала государственная собственность,
хотя потребкооперация и колхозы дожили до горбачевской перестройки,
пережив даже антикоооперативные «реформы» Н.Хрущева.
Монопольное положение государственной собственности
в большинстве отраслей народного хозяйства позволяло
партийно-государственному аппарату беспрепятственно
осуществлять свою диктатуру. В период горбачевской перестройки
кооперативное движение стало оживать, однако оно
скорее способствовало реставрации
капиталистических форм хозяйствования, чем развитию социализма.


Совершенно иначе поступили коммунисты в КНР.
Они сумели преодолеть теоретически ошибочную трактовку
кооперативной собственности как несовершенной,
незрелой формы социалистической собственности,
не стали противопоставлять кооперативы государственной собственности.
В настоящее время кооперативная собственность рассматривается
как естественная составная часть общественной собственности и
активно используется для ускорения развития производительных сил,
борьбы с безработицей и повышения благосостояния населения.
В КНР широко развита сеть кредитных и страховых кооперативов,
наращивает обороты кооперативная торговля,
действующая наряду со снабженческо-сбытовой кооперацией.
Большую роль в экономике играют транспортная кооперация и
строительные кооперативы.
«Важным элементом экономической системы КНР является городская,
поселковая коллективная собственность (ГПКС).
Она представлена кооперативными предприятиями,
находящимися в ведении городских, районных властей,
уличных, квартальных комитетов в городах и поселках.
В рамках ГПКС существуют мелкие и средние промышленные предприятия,
строительные, транспортные, торговые и другие организации,
которые часто связаны с соответствующими государственными предприятиями,
организациями в единое кооперативное звено.
В 80-е годы ГПКС занимали большой удельный вес в экономике КНР,
охватывая 75% промышленных предприятий,
более 30% всех занятых в промышленности,
28% валовой промышленной продукции,
более 36% розничного товарооборота и объема услуг,
14% общего объема валютных поступлений <…>
Коллективные предприятия в городах и поселках КНР
образуются на средства государства, местных властей,
общественных организаций, а также за счет паевых взносов
занятых на них рабочих и служащих. Обязательным условием
существования ГПКС должна быть принадлежность средств производства
и произведенного продукта всему коллективу,
соблюдение принципов независимого хозяйственного расчета,
в том числе самофинансирования. Коллективные предприятия,
как правило, не находятся под воздействием директивного планирования,
централизованного материально-технического снабжения
по стабильным ценам и ориентируются на конъюнктуру рынка».


«… В сельской местности наряду с самыми различными формами кооперативов,
специализирующихся на производстве, переработке и
сбыте сельскохозяйственной продукции, динамично развиваются
волостно-поселковые предприятия (ВПП). Они, как правило,
многопрофильные и охватывают многие виды деятельности:
производство и переработку сельскохозяйственной продукции,
лесоводство, рыбоводство, добычу минерального сырья,
транспортное обслуживание населения и предприятий, строительство,
торговлю, снабжение и сбыт.
В конце 1980 годов в Китае насчитывалось 18 млн. ВПП
с числом занятых на них 92 млн. человек.
Они создавали примерно одну четверть ВВП….»