Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Гуртовцев А.Л. Защитная стратегия жизни в условиях старения и болезней

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

 

 

ЗАЩИТНАЯ СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ

СТАРЕНИЯ И БОЛЕЗНЕЙ

 

Гуртовцев А.Л., к.т.н., с.н.с.

 

(Разделы из книги Гуртовцева А.Л. “Можно ли жить вечно,

быть всегда молодым и здоровым?”, 2021 г.)

 

                                                              “Познай самого себя…Береги себя сам”

                                                                     Хилон из Спарты, 6 в. до н.э.

 

Принципы стратегии – Выбор целей и средств защитной стратегии — Инверсная адаптация, или адаптация окружающей среды под организм — Постоянный самоконтроль – (продолжение следует) Управление стрессом [см. публикацию “Философия стресса”] - Управление питанием — Управление движением — Управление физической и умственной работой — Управление лечением — Управление процессом завершения жизни

 

Принципы стратегии

 

          Существуют 2 противоположных типа отношения человека к собственной жизни:

         1) анархическое (от греч. an не, отрицание + arche власть, началие, начало) – стихийное, хаотическое, неорганизованное, беспорядоченное, безвластное, бессильное, недисциплинированное, смутное, инертное, пассивное; его порабощающий девиз — ”Не думай о завтрашнем дне, что будет — то пусть и будет, и чему быть, того не миновать”;

         2) архическое — организованное, упорядоченное, властное, главенствующее, волевое, дисциплинированное, ясное, активное, осмысленное; его вдохновляющий девиз — “Человек — сам кузнец своего счастья, и каждый сам творец своей судьбы” .

          Возможны различные сочетания этих двух подходов относительно тех или иных жизненных ситуаций, но, все же, в конкретном человеке преобладает то или иное начало, что определяется чаще всего семейными традициями, детским воспитанием, юношеской учебой, взрослым самообразованием и жизненным опытом человека, вынесенным им из конфликтных ситуаций окружающего мира (как к ним относиться: переживать или не замечать, оставаться безразличным или вмешиваться, поддерживать или осуждать, избегать или бороться?). В любом случае выбор своего отношения к окружающему миру и к собственной жизни, включая ее качество и здоровье, остается за человеком. Мы не будем рассматривать первый тип отношения человека к себе и к своему окружению, а полностью сконцентрируемся на втором, предполагающем разумный и волевой подход к предвидению, планированию, реализации и коррекции человеком своей текущей и будущей, личной и общественной жизни, своего здоровья и долголетия (Гиппократ: “Разум – лучший лекарь”).

          Этот подход основан на развитом самосознании человека, мысленном выделении и отделении им в своем сознании себя, любимого, особенного и неповторимого от остального мира, включая природу и человеческое общество. Но, такое выделение и отделение не абсолютно, а относительно, носит диалектический характер, предполагающий неразрывную связь и единство себя самое с отчуждаемым от себя миром (подчеркнем, что смысл существования любого человека имеет место лишь в рамках человеческого сообщества, т.е. относительно наличия других представителей человеческого рода, ибо вне его человек значим не более чем паучок, жучок или полевая мышка). Здесь действует известный научный принцип – выделить, отделить и разделить объект (субъект) на части, чтобы лучше его изучить и понять. Кто-то может справедливо заметить: “А как же долгожители прошлого и настоящего обошлись без всякой там научной премудрости?”. Они действительно обошлись по удачному стечению жизненных обстоятельств без науки, но 99,9% остального мирового населения, переживающего крайне болезненную старость, никак не обойдутся. Наука необходима им для понимания реального мира и правильной организации своих действий, реакций на его многочисленные и непростые вызовы.

           Выше мы уже неоднократно подчеркивали, что организм человека есть обособленный, высокоорганизованный кусочек окружающего материального мира, находящийся с этим миром в непрерывном процессе обмена веществом, энергией и информацией. Такой обмен свойственен любому живому существу, начиная с простейших растений и животных и завершая млекопитающими, включая человека. Но, если взаимодействие животных с их окружением происходит на уровне условных и безусловных рефлексов, инстинктивно, то у человека благодаря наличию развитого мозга и сознания появляются новые возможности взаимодействия со своим природным и общественным окружением. Грех не воспользоваться ими в вопросах продления жизни, сбережения молодости, торможения старения и борьбы с болезнями. Мы утверждаем, что сознательно управлять всем спектром своих отношений с природой и обществом – главный путь решения проблем долголетия и здоровья человека. Этот путь предполагает знание и выполнение системы принципов, о которых пойдет речь ниже.

           Итак, в наших научных интересах мы выделяем из окружающего мира 2 объектаорганизм и внешнюю среду, 3 вида базовых связей между нимиобмен веществом, обмен энергией и обмен информацией, а также 3 вида управляющих связей, воздействующих на соответствующие базовые связи со стороны сознания и воли человека. Чтобы эффективно управлять своей жизнедеятельностью, необходимо иметь набор целей управления и обладать системой научных знаний об организме, внешней среде и базовых связях между ними.

            В этом отношении легче всего разобраться, конечно, человеку, имеющему биологическое или медицинское образование, но, когда речь заходит о собственном здоровье и о преодолении своих болезней, то образование и специальность отходят на второй план. Независимо от того, какое образование получил человек (естественнонаучное, техническое или гуманитарное) и кем он работает (водителем, продавцом, рабочим, инженером, ученым, фермером, экономистом, банкиром, менеджером, официантом, композитором, музыкантом, литератором и т.п.), ему, чтобы научиться понимать свой организм, замечать его сигналы и принимать своевременные решения по возникшим проблемам здоровья и болезней, придется серьезно заняться самообразованием в области биологии и медицины, ибо спонтанные или интуитивные действия, основанные на личных или народных домыслах, предрассудках и заблуждениях, к добру не приведут (скольких людей безвременно сгубила их слепая доверчивость к советам и рецептам различных мошенников и знахарей-самозванцев).

            При этом, отдавая должное достижениям научной медицины, государственного здравоохранения и их услугам (никто не предлагает исключать квалифицированную скорую или стационарную врачебную помощь в деле борьбы за здоровье человека), следует четко понимать, что они, во-первых, не всегда доступны по месту и времени, во-вторых, они не могут быть непрерывными (львиную долю времени пациент проводит наедине со своими проблемами, и по каждому изменению своего текущего болезненного состояния он не дождется врача, а вынужден будет принимать решение самостоятельно), в-третьих, сами врачи не всесильны, не всевидящи и не всезнающи (Гиппократ: “Нельзя упрекать врача за то, что он не в силах победить неизлечимые болезни”), и, в-четвертых, врачи, как и все люди, способны допускать и допускают ошибки или просчеты, приводящие подчас к трагическим финалам.

          Более того, известны многочисленные случаи недобросовестного выполнения врачами своих прямых обязанностей и нарушения ими профессиональной клятвы Гиппократа, а также случаи их аморальных, корыстных, уголовно наказуемых преступлений по торговле здоровьем и органами своих пациентов (необоснованный, формальный отказ от помощи больному; назначение пациенту ненужных, малоэффективных и дорогих лекарств по протекции и за вознаграждение от фармакологических фирм; выполнение ненужных, лишних и даже вредных операций; “забывание” в организме больного хирургических инструментов и материалов; замена, подлог и перепродажа дорогих лекарств, купленных на средства пациента; удаление и продажа здоровых органов больного и т.д.). Врачи есть часть общества и в полной мере отражают не только его малые добродетели, но и большие пороки. Во многих странах сообщества врачей принадлежат к высокооплачиваемой элите и руководствуются в своей деятельности чаще всего корыстными, личными интересами, а не интересами больного. Хотя, конечно, встречаются и высококлассные врачи, преданные идеалам врачебной этики и своему благородному делу лечения человека.

           Поэтому пациент не должен безоговорочно доверять врачу и полностью, вслепую полагаться на его рекомендации. Здесь должен действовать разумный научный принцип: “Подвергай все сомнению” или “Доверяй, но проверяй”. Лучше всего получать консультации у разных врачей и сравнивать их друг с другом, а также собирать и анализировать отзывы излеченных пациентов относительно аналогичных болезней и методов их лечения. В конечном счете, главную ответственность за собственную жизнь должен нести сам пациент, а не лечащие его врачи (Парацельс: “Каждый человек должен сам спасать свое тело и душу. Те, кто надеется, что их спасут другие, будут разрчарованы”). Эта простая истина стала как-то забываться в общественном сознании на фоне ничем не обоснованной, иждивенческой и инфантильной уверенности многих людей в том, что за их жизнь и здоровье должен отвечать кто угодно (родители, школа, вуз, рабочее учреждение, поликлиника, министерство здравоохранения, государство, президент), но только не они сами – носители собственной, личной жизни. Если человек поймет, что за свою жизнь и за свое здоровье решающую ответственность несет исключительно он сам, то такое самоосознание способно благодатно повлиять на всю его жизнь и судьбу.

           Пора отношения врача и пациента в официальной медицине перевести в правильное, грамотное и социально справедливое русло: ответственность за лечение пациента в равной или иной мере должна возлагаться как на лечащего врача, так и на самого больного (Гиппократ: “Врач должен помогать природе организма бороться с болезнью…Врач лечит, природа исцеляет…И успех, и неуспех в лечении болезни нужно возлагать как на долю врача, так и на долю пациента”). Парадоксальна ситуация, когда больной все делает для причинения значительного ущерба собственному здоровью (курит, пьет, переедает, принимает наркотики и т.д.), но требует от врача немедленного исцеления от всех болезней, нажитых по собственной дурости. В этом отношении вспоминается случай, когда в кардиохирургию поступила очень упитанная женщина с больным сердцем, требовавшая чтобы ее кормили не по 10-ой стандартной диете сердечников, а привычной для нее едой — жареным картофелем со свиными отбивными, т.е. той пищей, которая, по сути, и стала основной причиной ее заболевания. Современный пациент должен относиться к врачу не как к всемогущему богу или спасителю, а как к квалифицированному эксперту, советчику и помощнику. А для этого пациенту следует научиться говорить с врачом на одном с ним языке, т.е. овладеть медицинской терминологией (она имеет особый, исторический, латино-греческий характер) и минимально необходимым набором медико-биологических знаний. Пациент обязан понимать и свою болезнь, и методы лечащего ее врача.

           Кого-то может возмутить такая неожиданная постановка вопроса: “мол, почему я, например, музыкант или художник, должен еще изучать какие-то там естественные науки, тратить на это свои бесценные умственные и эмоциональные ресурсы, предназначенные судьбой исключительно для моей великой профессиональной, творческой деятельности?! Пусть моим лечением занимаются специалисты – медики и врачи, ибо за это они получают свою зарплату”. Здесь не лишне будет напомнить, что рано или позже любая профессиональная деятельность заканчивается вместе со здоровьем и жизнью ее носителя, а сами результаты такой деятельности, какими бы великими они ни казались автору или его современникам, постепенно стираются и поглощаются безжалостным течением реки времени (австр. поэт Райнер Мария Рильке: “Все, что мы побеждаем, – малость. Нас унижает наш успех!”, т.е., вообще говоря, все наши человеческие достижения очень относительны и преходящи, а потому не стоит их переоценивать – Г.А.Л.).

            Наверное, все же, вопросы жизни и смерти мыслящего индивида значат для него не менее его собственной творческой деятельности, и если он серьезно намерен поддержать или продлить свое земное бытие, то сможет обновить и углубить те начальные знания по биологии и медицине, которые когда-то получил в средней школе, а потом напрочь забыл по житейской ненадобности (ведь о здоровье вспоминают тогда, когда оно заканчивается). Известно, что в своем большинстве люди привыкают к собственной узко профессиональной деятельности, не мыслят себя вне ее, боятся ее лишиться и с большой неохотой отвлекаются на “посторонние” темы. А для многих и их жизнь обрывается прямо на рабочем месте (в таких случаях сторонние наблюдатели обычно говорят: “вынесли со сцены ногами вперед”), хотя при более разумном подходе ее можно было бы сберечь еще на многие годы вперед вне этой самой работы, приносящей человеку не только деньги, успех и творческое удовлетворение, но стрессы, неприятности и конфликты. Несомненно, что человек будущего будет иметь энциклопедические интересы и не станет всю жизнь заниматься лишь одним узко профессиональным делом (сегодня же детей, априори ограничивая их потенциальное развитие, убеждают: “если хочешь чего-то достичь в жизни, то будь предан лишь одному своему делу”).

            Следует помнить, как мы уже отмечали выше, что жизнь – это непрерывная адаптация к меняющимся условиям внешней среды, и тот, кто хочет выжить, обязан адаптироваться, в том числе и путем усвоения новых и важных для своего выживания знаний. Даже, в глубокой и болезненной старости желательно быть всегда готовым к усвоению новых и разноплановых знаний, тем более, что это полезно для тренировки и профилактики увядания мозговой деятельности (простейшее средство для этого – решение кроссвордов). У врача в процессе лечения нет времени обучать пациента основам медицинских знаний (в том числе и по этой причине врачи не любят очень любопытных пациентов), и поэтому сам пациент просто обязан путем самообразования постоянно уменьшать степень своего медицинского невежества. Здесь полезно вспомнить глубокую мысль Сократа: “Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам”, которой вторит и Оноре де Бальзак: “Когда человек долго болеет, он становится более сведущим, чем сам врач, и начинает понимать свою болезнь, что не всегда случается даже с добросовестными врачами”.

          Перечислим кратко те принципы защитной стратегии жизни в условиях старения и болезней, которым, согласно научной логике и научным данным, необходимо следовать человеку для поддержания своего здоровья и продления жизни:

1) выбор целей и средств защитной стратегии;

2) инверсная адаптация — адаптация окружающей среды под организм;

3) постоянный самоконтроль;

4) управление стрессом;

5) управление питанием;

6) управление движением;

7) управление физической и умственной работой;

8) управление лечением;

9) управление процессом завершения жизни.

Ниже эти 9 принципов рассматриваются отдельно и более подробно.

 

Выбор целей и средств защитной стратегии

 

         Мечты и жизненные цели людей весьма многообразны и различны у разных индивидуумов. Для одних целью жизни является создание большой, дружной семьи и воспитание детей, а для других, наоборот, свободная холостая личная жизнь без всяких обязательств и ответственности по отношению к партнерам. Для третьих смысл жизни заключен в профессии, карьерном росте и деловом успехе, а для четвертых – в своих творческих увлечениях и достижениях вне основной работы, призванной лишь обеспечить необходимый заработок. Для пятых целью жизни являются путешествия, поиск незабываемых впечатлений и встречи с новыми людьми, а для шестых, наоборот, — уединение и отшельничество вдали от городской цивилизации, созерцание природы и погружение в свои размышления. Для седьмых важен спорт, состязания и рекорды, а для восьмых – спокойная литературная деятельность, написание стихов и романов, сочинение или исполнение музыкальных произведений. Для девятых целью жизни является огородничество и садоводство, разведение цветов, а для десятых – создание технических изобретений или ремесленных поделок. Этот перечень желаний, интересов и стремлений можно продолжать бесконечно.

           Но, с увеличением своего возраста, приближением старости и появлением букета болезней человеку приходится пересматривать прежние цели жизни, полностью отказываясь от одних, корректируя другие и ставя совершенно новые, вынужденные, непривычные задачи или цели, вызванные необходимостью адаптации слабеющего организма к прежней или новой внешней среде. При этом человек в душе, чисто психологически, еще ощущает себя молодым и деятельным, но его непослушное тело говорит иное: “ты, братец, уже не тот, ибо утратил многие свои прежние способности: взгляни-ка на себя со стороны и прямо оцени остатки своего тающего жизненного потенциала”. Никто не желает стариться и признавать себя стариком, но старость обязательно догонит всех и каждого (по крайней мере тех, кто не сумел умереть молодым)! И к этому следует быть морально готовым.

           Выбор достойных и достижимых целей в пожилом или старческом возрасте очень важен для поддержания здоровья и активного долголетия. Этот выбор требует от человека тщательного и бескомпромиссного анализа реалий своего увядающего организма, включая его физическое, умственное и эмоциональное состояния. Правильно поставленные цели защитной стратегии и удачный выбор средств для их реализации способствуют активизации и продлению жизни, а неверный выбор может, наоборот, ускорить печальный финиш. Важно отметить, что, как и в любом деле, к старости лучше всего готовиться загодя, не дожидаясь ее наступления. Пока у индивида по молодости есть силы и средства, он потенциально способен создать себе на старость определенный социальный задел и наиболее приемлемые условия завершения своей жизни. Но, многие молодые люди живут одним днем, не задумываясь о старости и наивно полагая, что она еще очень далека от них. Опыт же учит, что молодость, здоровье и красота имеют свойство быстро проходить. Вступать в собственную старость без предварительной, постепенной, многолетней и разносторонней подготовки к ней — это всегда очень тяжелое испытание.

          Говоря о выборе целей и средств для защитной стратегии старения, следует начать с выбора ее социальных условий: где, как и с кем следует жить стареющему человеку? Жить ли ему в мегаполисе, небольшом городке или в деревне, у моря, в лесу или в горах, в своей или чужой стране, в собственном жилье или в интернате для престарелых? В доме или квартире с детьми и внуками либо отдельно от родственников, т.е. лишь со своей супругой, а, в случае ее отсутствия или преждевременной смерти, одиноким холостяком, вдовцом или престарелым женихом (Омар Хайям: “Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало”)? Здесь правильный выбор зависит от многих факторов, начиная с финансовых возможностей человека и завершая его характером.

           Совместная жизнь с детьми и внуками осложняется, как правило, противоречивыми интересами молодости и старости, их физическими, умственными и эмоциональными различиями. В сегодняшнем глобальном мире родовые и семейные отношения теряют свое прежнее значение, и на первый план выходят индивидуальные желания и стремления людей. Если раньше престарелые родственники рассматривались как ценные носители исторических и семейных знаний, как воспитатели подрастающей молодежи, то сегодня их влияние замещает разнообразная общественная жизнь (детсад, школа, улица, вуз, гражданские объединения), включая средства массовой информации, мобильные гаджеты и интернет. Старики остаются нужными лишь друг для друга. Исходя из этого, и следует выбирать условия своей жизни в старости и при наступлении болезней.

          Важна следующая рекомендация: никогда не дарите свое единственное жилье детям или внукам, а лишь завещайте его им после своей смерти. Сколько тысяч престарелых людей, не зная этой элементарной истины, но желая выразить своим ближайшим родственникам любовь и безграничное доверие, а также рассчитывая на их дальнейшую помощь и поддержку, дарили им свое последнее имущество и жилье. И что же они получили в ответ? Результат известен – тысячи родителей были выброшены, как ненужный хлам, своими любимыми чадами на улицу, став на старости лет бомжами и нищими. “Я же никогда не думала, что моя родная дочь (сын, внук, внучка) может так бессовестно со мной обойтись”, — оправдывались в подобных случаях обманутые в своих лучших ожиданиях беспомощные старики (а их наследники уверенно заявляли: “Теперь это мой дом (квартира), что хочу, то и делаю!”). Но, думать, вообще говоря, всегда полезно, тем более относительно людей из своего ближайшего окружения. Известно, что предают не враги, а друзья, измену совершают не чужие, а близкие люди, а обманывают те, кому больше всего доверяешь. Старый человек обязан быть мудрым, думающим, сомневающимся человеком, всегда допуская и оценивая различные, в том числе маловероятные и неприятные варианты развития жизненных ситуаций. Думать следует до последнего мгновения своей жизни! Родственников можно и, вероятно, нужно любить, но жить все же лучше от них отдельно, оберегая свою и их свободу от ненужного взаимного давления и вмешательства.

          Создание подходящих социальных условий для своей старости предполагает не только наличие удобного и надежного собственного жилья, но и минимально достаточных материальных средств для поддержания своей постепенно угасающей жизнедеятельности (в старости значительных трат требуют лекарства, лечение и операции). В частности, это предполагает наличие достойной пенсии и некоторого запаса личных финансовых сбережений в виде ликвидного личного имущества, банковских депозитов, акций и других активов. Как о жилье на старость следует озаботиться в зрелом возрасте, так и о своей пенсии надо начинать думать с молодости. Сегодня в условиях высокой социальной конкуренции часто используются серые схемы выплаты зарплат (в конвертах, без налогов и пенсионных отчислений), что прямо ударяет по социальной защищенности наемных работников и их пенсионным накоплениям. Молодые люди часто машут руками: “А, успею еще заработать на старость”, но когда та неожиданно наступает, то оказывается, что мизерной пенсии, связанной с недостатком рабочего стажа и низкой официальной зарплатой, просто не хватает на жизнь. И человек пенсионного возраста вынужден продолжать старую или искать новую работу, уже не имея для ее выполнения требуемой сноровки, здоровья и сил. Такой результат можно рассматривать как следствие сознательного или бессознательного выполнения индивидуумом известной библейской догмы: “Живи как трава, не думай о завтрашнем дне, пусть он сам подумает о себе!”. Возможно, для бесплотного духа в этой заповеди и есть некий смысл, но для человека из материальной плоти она явно не годится.

           Важной дополнительной целью в плане создания подходящих социальных условий старения может стать предпринимательская, семейная или индивидуальная трудовая деятельность, направленная на реализацию личных творческих интересов и потребностей человека. Такая деятельность может проявляться, например, в строительстве и последующем использовании семейной или личной загородной дачи, где можно выращивать экологически чистые овощи и фрукты, экзотические цветы, кустарники и деревья, причем как для личного потребления, так и на продажу. Чистый воздух, движение и умеренный труд на садовом участке весьма благоприятны для стареющего организма. Но, здесь очень важно соблюдать чувство меры, ибо в противном случае чрезмерный дачный труд может навредить и свести человека в могилу, что подчас и случается (Гесиод: “Меру во всем соблюдай”, Фалес: “Безмерность – зло, умеренность — благо”, Солон: “Ничего сверх меры”, Клеобул:”Мера — наилучшая”, Цицерон: “Упражнения и умеренность могут даже в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу”). Альтернативой дачи может стать творческий труд в доме или в личном гараже по созданию различных ремесленных или технических поделок, моделей, украшений, картин и т.п.

          Переходя к целям защитной стратегии по поддержанию физического состояния стареющего организма, следует помнить, что на него в первую очередь влияют два важнейших фактора – питание и движение. Недостаток или избыток питания, дающего организму энергию и строительный материал (воду, белки, углеводы, жиры, макро- и микроэлементы), почти в равной мере ведут к болезням, связанным либо с чрезмерным голоданием. истощением и ослаблением организма, либо, наоборот, с перееданием и несбалансированным составом пищи (избыточным количеством одних элементов при нехватке других, незаменимых). При этом действует простое и проверенное в веках правило: “Лучше недоесть, чем переесть!”. Весьма глубока мысль Мигеля де Сервантеса, отметившего, что “здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка”. Если питание дает телу исходное вещество и энергию, то движение, наоборот, их разрушает, создавая при этом структуру и функции самого организма. Движение – это жизнь, в природе все движется, и сам человек стал таким, как он есть, в результате этого движения. Гиппократ подчеркивал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”.

         Цели индивида по поддержанию своего физического состояния в процессе старения можно кратко сформулировать следующим образом: 1) организовать и ежедневно контролировать свое полноценное и сбалансированное, но умеренное, под девизом “не переедать!”, питание (“не кушать, что, как, где и когда попало”); 2) организовать и ежедневно контролировать свой активный двигательный, под девизом “ни дня без физических упражнений!”, режим (“жить не лежа на диване или сидя в кресле перед телевизором, а в движении тела и работе всех его мышц”). Средством достижения этих жизненно важных целей должна стать продуманная система питания и физической активности, основанная на научно проверенных данных. Без соблюдения ограничений в питании и при отсутствии необходимого минимума разнообразных телесных движений трудно рассчитывать на поддержание физической формы и здоровья в старости (разумные тренировочные нагрузки поддерживают работу систем организма, а их отсутствие приводит к постепенной деградации всего организма, начиная с мускулатуры тела и отдельных органов и завершая мозгом). Более детальные рекомендации на этот счет приведены ниже в соответствующих разделах.

          Перейдем к следующей составляющей здоровья стареющего организма – умственному состоянию. Известны различные возрастные нарушения мозговой деятельности, включая, в частности, болезни Паркинсона (дрожательный паралич) и Альцгеймера (старческое слабоумие, старческий маразм). Поддержание на достаточно высоком уровне своего умственного состояния является важной задачей для любого стареющего индивида. Нет хуже “наказания” для человека, чем утрата памяти и мыслительных способностей. При таком исходе он перестает узнавать своих близких, теряет собственное самосознание, актуальные ощущения места и времени, забывает свое прошлое и приближается по своим умственным реакциям к растительным существам. Первые признаки наступления подобной деградации личности может испытать уже человек, переживший инсульт головного мозга или, по меньшей мере, транзитивную ишемическую атаку — резкое снижение кровоснабжения мозга (работа мозга и высшей нервной деятельности зависит от многих факторов, включая в первую очередь состояние сердечно-сосудистой системы и сосудов головного мозга).

           Каким образом можно уберечь свои умственные способности от возрастной деградации? Решение этого вопроса является отдельной целью защитной стратегии. Сформулируем ее следующим образом – сформировать свой комплексный образ жизни, включая питание, социальные, физические, эмоциональные и умственные нагрузки, таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия деятельности головного мозга и нейрогуморальных регуляторных систем организма. Высшая нервная деятельность завязана на работе практически всех органов и тканей организма, зависит от них и в то же время по обратной связи управляет ими. Поэтому причины поражения мозговой деятельности весьма многообразны. На нее влияет характер питания индивида (в частности, через развитие атеросклероза коронарных и мозговых артерий), все виды нагрузок и перегрузок организма (через кровообращение и изменения распределения крови в организме, а также через воздействия стресса и дистресса), пищевые отравления, инфекционные заболевания и т.п. В силу этого управлять своей умственной деятельностью, особенно в возрастной перспективе, не так-то просто. Но можно. Как? Об этом сказано ниже в соответствующем разделе.

          И, наконец, обратимся к защитным целям стратегии по эмоциональной составляющей здоровья. Эмоции характеризуют общую, интегральную, преимущественно психическую реактивность нашего организма, хотя часто и сопровождаются физическими реакциями (возгласами, гримасами, движениями). Эмоции выражают наше внутреннее отношение к тем или иным произошедшим, как правило, вне организма событиям внешнего мира. Эмоции нередко бывают настолько сильны, что способны привести организм к моментальной гибели, например, в результате спазма крупных артерий сердца или мозга (возможные следствия — обширный инфаркт миокарда или масштабный мозговой инсульт) или вызвав внезапную остановку сердца (прекращение работы автономного водителя сердечного ритма – синусового узла). С возрастом эмоциональная устойчивость организма снижается, что увеличивает шансы развития патологий и гибели индивида. Поэтому борьба за поддержание устойчивости организма к эмоциональным нагрузкам и стрессам является важным фактором возрастной защиты организма.

           Указанную защитную цель можно сформулировать следующим образом – организовать и ежедневно контролировать эмоциональную реактивность своего организма таким образом, чтобы повысить ее возрастную устойчивость к внешним и внутренним стрессам и дистрессам. Это непростая задача, связанная напрямую с жестким самоконтролем и управлением как своей умственной, так и физической деятельностью. О том, как это делать, сказано ниже в соответствующем разделе.

         Обозначив основные цели защитной стратегии и средства их достижения, перейдем к изложению второго пункта защитной стратегии – инверсной адаптации.

 

Инверсная адаптация — адаптация окружающей среды под организм

 

       Говоря ранее об адаптационных способностях человеческого организма, мы в первую очередь имели ввиду его приспособление к условиям внешней среды – прямую адаптацию. Здоровый организм может адаптироваться (непосредственно или с помощью технических средств) к очень различным условиям окружающей среды, включая жаркие песчано-каменистые пустыни Азии, Африки или Америки, ледяные пустыни Арктики или Антарктики, высокогорья Анд, Альп, Кавказа, Тибета или Памира, глубоководные океанические впадины и околоземное космическое пространство. Здоровый организм способен перенести значительные перепады атмосферного или гидравлического давления и температуры, пережить наводнения, пожары, землетрясения и извержения вулканов, электромагнитные солнечные вспышки и магнитные бури, выдержать большие физические, психические или умственные нагрузки и т.д. Но, чем старше и слабее становится организм человека, тем уже оказывается для него тот приемлемый диапазон условий внешней среды, в котором он может существовать. Подчас этот диапазон суживается для него до койки в реанимационной палате, в которой жизнедеятельность организма может поддерживаться лишь с помощью аппаратов искусственного кровообращения и дыхания.

          Старение организма приводит к тому, что наступает время, когда человеку приходится задумываться не столько о прямой адаптации к разнообразным условиям внешней среды, сколько об адаптации самой этой среды и ее условий под свои новые, более скромные возможности и способности, т.е. об инверсной адаптации. Особенно ярко это ощущают и переживают люди молодого возраста, ставшие в силу несчастных случаев и травм слепыми или инвалидами-колясочниками. Для них неожиданно встает жизненно важный вопрос о создании специфической, особой, безбарьерной городской среды, позволяющей им хоть как-то приблизиться к своему прошлому, привычному, но ставшему вдруг недоступным, образу жизни, — ориентироваться в невидимом пространстве или передвигаться на коляске по квартире, по дому, не улице, в транспорте, в магазинах, кафе, в учреждениях и т.д. (по государственным программам “Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц” в городах реализуются комплексы мер, включая создание пандусов, спецлифтов, тактильных дорожек, звуковых переходов и т.п., по беспрепятственному, безопасному и независимому передвижению маломобильных и слабовидящих групп населения). Подобно инвалиду-колясочнику, стареющему индивиду также приходится решать вопрос о том, как выбрать и преобразовать под себя, под свои старческие свойства и возможности, среду своего постоянного или временного обитания.

           В первую очередь речь идет о сознательном, продуманном и обоснованном сужении самим человеком того жизненного пространства, которое он полагает доступным для себя исходя из реальной оценки текущего состояния своего здоровья. Например, если ранее, будучи более молодым и здоровым, человек позволял себе поездки на отдых за границу с длительными авиаперелетами или железнодорожными переездами, то, заимев на старости лет болезни сердца (стенокардию, ИБС, аритмию), опорно-двигательного аппарата (артроз, артрит) или зрения (глаукома, катаракта), ему следует сто раз подумать о целесообразности продолжения подобных поездок. Кто будет лечить его сердечные срывы в дороге, на транспорте, в чужой стране? Как он будет передвигаться на своих слабогнущихся ногах по булыжным мостовым или горным дорогам? Какие достопримечательности он будет осматривать своим искаженным зрением? Как он будет восстанавливаться после отравления едой или некачественными напитками в 5-звездочном отеле? Как, наконец, он вернется домой после получения возможной травмы во время автобусной или морской экскурсии (известно, что каждый год сотни туристов по всему миру, включая Турцию, Грецию, Болгарию, Египет, Италию, Таиланд и другие туристические страны, получают увечья или гибнут от подобных и других причин во время своего зарубежного отдыха)?

        Спрашивается: нужен ли такой далекий и непредсказуемый отдых престарелому индивиду? Молодой или зрелый человек всегда потенциально готов к различным испытаниям и неожиданным неприятностям, ибо у него хватает резервов организма, чтобы их более или менее успешно пережить. А способен ли к этому пожилой или старый человек? Между тем, на многих курортах мира встречаются престарелые туристы в колясках, на костылях и с палочками, готовые во имя новых впечатлений подвергать себя серьезным дорожным испытаниям и невзгодам. С одной стороны, можно восхититься их смелостью, но, с другой стороны, засомневаться в их здравом уме — действительно ли они хотят “увидеть Париж и умереть”? Не слишком ли высока плата за мимолетные путевые ощущения? В таких случаях у стороннего наблюдателя складывается впечатление, что людям, которые должны быть уже умудрены жизнью, более нечем заняться на старости лет. А вот это-то по-настоящему и печально, ибо человеку не следует терять смысл своего существования до последнего вздоха, которого он сам никогда не должен торопить своими рискованными действиями. Здесь, кстати, следует заметить, что большинство супердолгожителей мира провели свою жизнь не в дальних и экзотических путешествиях, а в стабильных условиях своей родной, привычной, сельской местности.

          Предусмотрительное сужение жизненного пространства престарелого человека сводится не только к исключению им из своей жизни трудоемких поездок в дальние или близкие зарубежные страны, но и к дальнейшему ограничению территории своей жизнедеятельности вплоть до своего города, района, дома, или, в лучшем случае, загородной дачи. Чем сложнее человеку самостоятельно передвигаться, чем больше он хиреет, тем ближе к дому становятся маршруты его локальных перемещений. Часто они ограничиваются домом, ближайшим магазином и поликлиникой, а изредка – городской или районной больницей. В крайних случаях человек перестает выходить из своего дома или квартиры, а его обслуживанием занимаются социальные работники или родственники. Такая жизнь, конечно, малоприятна, но не является катастрофой, ибо сегодня и из своего дома у человека остаются большие возможности для связи не только со своим ближайшим окружением, но и со всем земным миром, имея в виду доступ к нему через цифровое телевидение, интернет и мобильную связь. Итак, разумное сужение или ограничение индивидом доступного ему жизненного пространства является первым пунктом стратегии инверсной адаптации. Здесь человек осознанно, ради поддержания своего здоровья и долголетия, отказывается от использования для личного, физического доступа значительной части земного пространства, несмотря на наличие к нему внутреннего интереса и финансовых возможностей.

           Вторым пунктом инверсной адаптации является сознательный отказ человека от ряда ранее выполняемых им привычных работ и действий. Например, если прежде индивид занимался спортом и участвовал в соревнованиях различного ранга, то с возрастом он вынужден оставить активные тренировки, перейти на физкультуру и отказаться от участия в большинстве, если не во всех, соревнованиях. В лучшем случае он сможет выступать еще некоторое время за команду ветеранов в своем виде спорта и на состязаниях местного уровня, но позже отойдет и от этого. Здесь очень важно принять своевременные решения по отказу от прошлой деятельности, ибо затягивание с ними лишь навредит здоровью, а удовлетворения не принесет. Известно, что многие виды спорта весьма травматичны (хоккей, футбол, баскетбол, бокс, борьба, легкая атлетика, гимнастика, акробатика и т.д.), и поэтому попытки “держать нагрузки”, когда возрастные ресурсы организма уже истощены, неизбежно приведут к болезням и травмам. В спорте, впрочем, как и в любой другой деятельности, надо уметь уйти вовремя (может быть, даже и досрочно), а лучше всего на пике достижений.

         Сказанное в еще большей мере касается профессиональной деятельности человека. Многие профессии (балерины, танцоры и цирковые акробаты, шахтеры и спасатели, летчики, испытатели и водолазы, космонавты, гидронавты и др.) требуют высокой психофизической готовности человека, которая с возрастом неизбежно падает, т.е. возраст автоматически ставит достаточно ранний предел профессиональной работе (например, известно, что к 35 годам тело балерины изнашивается настолько же, насколько тело обычной женщины к 55 годам, а ее типичными болезнями становятся артриты, тромбозы, флебиты, вывихи и т.п.). Вместе с тем, существует множество других профессий (тренеры, врачи, учителя, воспитатели, инженеры, ученые, банкиры, менеджеры, чиновники, певцы, музыканты, художники и т.д.), которые потенциально не ограничивают возраст деятельности своим работникам, а требуют от них лишь профессионального соответствия. В последнем случае, как правило, сам человек решает – продолжать ли ему работать в преклонном возрасте или уйти на заслуженный отдых.

           Некоторые творческие люди, обладающие хорошим физическим и психическим здоровьем, с удовольствием работают до очень преклонных лет, но многие другие, не имея такого здоровья и уже утратив часть своих профессиональных навыков и качеств (правда, мало кто из них способен сам себе в этом честно признаться), также пытаются работать до полного износа. Ни к чему хорошему это не приводит как в личном, так и в общественном плане. Если человека одолел возраст и болезни, ему необходимо расстаться с привычной работой, заменить ее другой, более легкой или вообще уйти на пенсию. Для его здоровья это будет лучшим решением, так как потребует от него меньших усилий для адаптации к облегченным им же самим условиям жизни (именно в этом и есть смысл инверсной адаптации). И лишь тяжелое материальное положение или полное отсутствие каких-либо других жизненных интересов вне работы может как-то оправдать человека в его попытках держаться “до смерти” за уже непосильный труд. Говорить о сохранении здоровья и долголетия в последнем случае, конечно, не приходится.

           Третьим важным пунктом инверсной адаптации является обустройство стареющим индивидом своего жилища (городского и/или загородного) под психофизические недостатки или дефекты своего организма. Например, если человек плохо видит, он должен сделать в своем доме яркую полосовую разметку каждой ступеньки своего крыльца (если они визуально сливаются друг с другом, можно упасть и получить травму), заменить в доме прозрачные двери непрозрачными (в противном случае, не видя двери, можно расшибить лоб), обустроить хорошее общее, локальное и переносное освещение, а при работе за компьютером необходимо использовать (в целях сбережения слабеющего зрения) большой экран с увеличенным масштабом изображений и крупным шрифтом для надписей или набираемых текстов. Если же человек страдает заболеваниями суставов и ему трудно садиться на низкие сидения или, наоборот, вставать с них, то ему следует подобрать домашнюю мебель под свои габариты, а некоторые места в доме или квартире (например, туалет, ванную) оснастить дополнительными дверными или настенными ручками, держась за которые, он смог бы помочь себе вставать и садиться. Эти и другие “мелочи” организации домашнего быта и труда, учитывающие специфические особенности стареющих, ослабленных организмов домочадцев, очень важны для облегчения им адаптационной нагрузки.

           И, наконец, четвертым пунктом инверсной адаптации можно признать щадящую организацию стареющим индивидом своей ежедневной физической и умственной деятельности (личного труда). Например, пожилой человек должен исключить в своей практике перенос различных тяжестей, включая камни, строительные материалы, хозяйственные сумки, набитые провизией и напитками, и другие массивные изделия (для этого следует использовать строительные или хозяйственные тачки и колесные сумки). При выполнении домашних или дачных ремонтно-строительных и садовых работ следует до минимума снизить тяжелый ручной, неавтоматизированный труд, используя для этого соответствующий электроинструмент (электропилу, электродрель, электрорубанок, шуруповерт, триммер, газонокосилку и т.п.). Длительность и напряженность своего физического или умственного труда необходимо разумно дозировать и делать перерывы в работе, ибо те перегрузки, которые спокойно выдержит молодой человек, стареющему организму не под силу: они способны спровоцировать те или иные заболевания (резкий скачок артериального давления и частоты пульса, срыв ритма или остановка сердце, инфаркт, инсульт и другие опасные сбои организма).

          Вообще говоря, прямая и инверсная адаптация человеческого организма к среде и соответственно среды к организму являются двумя сторонами одной медали, едины и неразрывны. Они сосуществуют друг с другом с древнейших времен. Когда первобытный человек скрывался от непогоды в пещерах, а в холодные ночи разжигал там костры, он адаптировался к внешней среде или эту среду адаптировал под себя? А когда он начал строить землянки из глины, а позже дома из камня, то кто к чему адаптировался? Правда, в те времена человек жил мало, умирал в 20-30 лет, и о его старости говорить не приходилось. Мы же выделяем инверсную адаптацию именно в связи с возрастными изменениями здоровья и возможностями стареющего человеческого организма, которые требуют особых, специфических, дополнительных изменений и преобразований в его ближайшей внешней среде. Каждому человеку пожилого и тем более старческого возраста это следует учесть в своей личной жизни. Лихая попытка продолжать в этом возрасте жить без всяких тормозов, ограничений и изменений, как в молодости, по меньшей мере, неразумна и опасна. Всему свое время! И умудренный жизнью человек должен это четко понимать.

 

Постоянный самоконтроль

 

          Индивиду, чтобы эффективно управлять своим здоровьем, надо знать в общих чертах структуру и функции человеческого организма (анатомию и физиологию человека), детально изучить особенности и возможности собственного организма (его индивидуальные характеристики, начиная с типа телосложения, роста, веса, и заканчивая психоэмоциональными и умственными чертами), понимать внешние и внутренние сигналы своего организма (субъективные, т.е. свои состояния, ощущения, восприятия, и объективные, т.е. медико-биологические показатели) и постоянно контролировать процесс его жизнедеятельности, выявляя в нем нарушения, отклонения от нормы и принимая ответственные решения (с привлечением медицинских экспертов, консультантов и врачей) по его коррекции и восстановлению.

         Если общие сведения о человеческом организме можно получить достаточно легко и просто из медицинской литературы, то обстоятельно изучить возможности и способности собственного организма гораздо труднее. Для этого подчас требуются годы и различные виды физических, психических и умственных испытания, т.е. длительная практика. Не попытавшись вначале или однажды что-то сделать, испытать, достичь и решить, человек достоверно не способен оценить свои реальные возможности. Сколько раз он сможет глубоко присесть, отжаться от пола, подтянуться на перекладине, за какое время пробежит стометровку или 3 км, какого веса штангу сможет взять на грудь или отжать в положении лежа с груди, как высоко или далеко сможет прыгнуть – на эти и бесконечное множество других вопросов индивид способен ответить лишь после соответствующих реальных тестовых попыток, а, еще лучше, после серии подготовительных общих и специальных тренировок или упражнений. В физическом отношении, конечно, лучше всего собственный организм знают бывшие спортсмены, прошедшие этапы бесконечных тренировок и горнило сотен или тысяч соревнований, но и их знания о себе неполны, ибо привязаны к узкому виду спорта.

          Если же говорить об обычных людях пожилого и преклонного возраста, то их знания собственного организма должно складываться на основе самоанализа многочисленных и различных эпизодов своей прошлой жизни. Из них, как из элементов цветной мозаики, они могут сложить более или менее верную картину, описывающую их личные задатки и возможности (например, “помню, как в 10 лет ходил каждый день в школу за 5 км, в 16 лет поднимал мешки с зерном весом в 70-80 кг, а в 20 лет переплыл на спор реку шириной в 100 м”). Эту картину можно и нужно дополнять соответствующими медицинскими исследованиями и анализами. Важно, чтобы сам человек накапливал, хранил и анализировал факты и данные всей своей прошлой жизни. Человеческая память ненадежна, и, конечно, лучше всего для хранения жизненных эпизодов подходят регулярные дневниковые записи, которые содержат не только отчеты о выдающихся личных событиях или сделанных подарках и покупках, но и сведения о физических и других видах испытаний и достижений самого индивида в детском, юношеском, зрелом и преклонном возрастах. Такие данные помогут человеку уже в преклонном возрасте правильно оценивать свой жизненный потенциал и его перспективу.

           Особо следует сказать о дневнике медицинского самоконтроля, который может быть как частью общего дневника, так и отдельной общей тетрадкой, в которой человек мог бы фиксировать все свои физические, умственные и эмоциональные данные, начиная с веса, роста, жизненного объема легких, артериального давления, частоты пульса, и оканчивая данными о мимолетных (слабость, ангина, простуда и т.п.) и серьезных заболеваниях, причем, не только собственных, но и семейных – родителей, бабушек, дедушек и т.д. Семейный, наследственный анамнез очень важен с точки зрения прогнозирования ряда заболеваний, настигаемых индивида в зрелом или пожилом возрасте (я до сип пор сожалею о том, что, встретившись однажды, в возрасте 7 лет, со своим дедом по матери, которому тогда было 95 лет, не догадался расспросить его о его жизни и жизни его предков, ушедших в небытие вместе с памятью деда). Дневник самоконтроля, который в первой половине жизни человека имеет, как правило, лишь отрывочные записи, во второй половине его жизни может превратиться в ежедневник и важный документ медицинского самонаблюдения, самоанализа и лечения.

         Так, например, если у человека выявлена сердечная аритмия, то он просто обязан ежедневно, по меньшей мере утром и вечером, измерять систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту пульса и факт наличия/отсутствия аритмии (для целей измерения подходит автоматический или полуавтоматический настольный цифровой тонометр). Изучая временную динамику измерений с учетом ее зависимости от текущих событий (приема пищи, физической, умственной или эмоциональной нагрузок) и зная фармакологические особенности назначенных лекарств (антиаритмиков, бетаадреноблокаторов, ингибиторов АПФ и др.), человек, во-первых, может вовремя, по ситуации принять нужные лекарства, во-вторых, спрогнозировать ближайшие перспективы сбоя ритма, а, в-третьих, управляя своим суточным образом жизни, предупредить и саму возможность срыва ритма. Не имея же под рукой ежедневных данных самоконтроля и полагаясь лишь на свою слабую память (поди вспомни, как ритм изменялся неделю или месяц назад, под влиянием каких факторов и какой комбинацией лекарств удалось его сохранить или восстановить), индивиду будет практически невозможно качественно управлять своей жизнью — она будет полностью в руках случая. Зачем же полагаться на случай там, где можно им осознанно управлять с помощью разума, аналитики, лекарств и образа жизни?

           Важнейшим пунктом процесса самоконтроля является понимание человеком внутренних или внешних сигналов своего организма, а также результатов соответствующих медицинских анализов. Иногда непосредственным поводом для беспокойства за здоровье может стать неожиданное глубокое внутреннее ощущение (острая боль под лопаткой, жжение в груди, покалывания в ногах, потемнение в глазах и т.п.), иногда внешний сигнал тела (обильное потоотделение, частое дыхание, бледность кожных покровов, кашель, высокая или, наоборот, пониженная температура тела и т.п.), а в ряде случаев – данные текущих биохимических анализов или аппаратных исследований организма. В любом случае к полученным сигналам и данным следует отнестись со всей серьезностью, и, не откладывая их рассмотрение в долгий ящик, разработать оперативную систему реагирования на них.

          В рамках такой системы следует, во-первых, сформулировать исходный перечень возможных причин сбоя организма, во-вторых, более подробно, обратившись к справочной литературе (интернету), рассмотреть каждую причину и сократить исходный список до минимума, в-третьих, по сокращенному списку наметить первоочередные меры проверки, включая походы в поликлинику к специалистам, сдачу анализов и платные исследования в тех или иных медицинских центрах (во многих поликлиниках исследовательские ресурсы ограничены или в силу бесплатности услуг порождают громадные, многомесячные очереди страждущих пациентов). Только после выполнения комплекса этих мер и в случае рецидивов неприятных сигналов организма, можно делать более обоснованные выводы о замеченных нарушениях здоровья.

          В процессе ежедневного отслеживания состояния своего здоровья человек должен развивать в себе способность понимать и оценивать сигналы своего тела: в каком месте организма сигнал возник, в каком органе (сердце, легкие, печень, желудок, поджелудочная железа, почки, прямая кишка и т.п.), каков характер самого сигнала (слабый-сильный, короткий-длительный, острый-тупой, одиночный-серийный и т.п.), какие изменения произошли в организме после его появления (слабость, вялость, обморок, потливость, одышка и т.п.) и т.д. Для контроля своего организма каждый человек обязан иметь дома минимально необходимый набор медицинских приборов, в том числе электронный цифровой тонометр (для измерения состояния сердечно-сосудистой системы: артериального давления АД, частоты сердечных сокращений ЧСС, выявления аритмий), электронный пульсометр (для оперативного, в режиме реального времени и движения, например, при ходьбе, отслеживания частоты пульса), стетоскоп (для контроля шумов в организме, включая сердце и легкие), глюкометр (для контроля уровня сахара в крови при диабете), термометр (для измерения температуры тела) и др.

           Но, человек должен уметь контролировать работу своего сердца и без приборов – путем пальпации пульса на тех или иных доступных с поверхности тела артериях (височных, сонных, плечевых, локтевых, лучевых, бедренных, подколенных, тыльных артериях стоп). Подобные измерения позволяют определять не только частоту пульса, но и другие его важные диагностические свойства — ритмичность, напряжение, наполнение, тип аритмий и т.п. (Ибн Сина, или Авиценна,10-11 вв., выделял около 20 различных параметров пульса и на их основе ставил больным правильные диагнозы). Обычно свойства пульса принято оценивать по лучевой артерии, расположенной под кожей тыльной стороны запястья предплечья руки между отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы (этот способ упоминается еще в трудах Гиппократа, 5 в. до н.э.). Важно, что таким путем человек может получить необходимую информацию быстро и просто, не привлекая внимания окружающих, при любом положении своего тела (стоя, сидя, лежа) и даже не вставая с постели в ночное время и не нарушая покоя своих близких (а большинство неприятностей с сердцем происходит, как известно, именно ночью или в предрассветные часы).

           В заключение обратим внимание на необходимость для человека умения читать и понимать свои биохимические анализы, тем более что они, как правило, сопровождаются указаниями нижней и верхней границ статистической нормы. Часто, когда болезнь находится в самой начальной стадии, именно такие анализы могут обратить внимание индивида на зарождающиеся неприятности в глубинах его организма. Для тех же, кто уже знает свои слабые места, специфические анализы предстоит делать ежегодно или даже чаще (например, для больных атеросклерозом необходимо ежегодно проходить биохимические тесты на липидный спектр, включающий показатели общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов высокой и низкой плотности, а также коэффициента атерогенности).

         Постоянный, ежедневный самоконтроль здоровья человека является залогом своевременного обнаружения заболеваний, выявления фазы их обострений или осложнений и важной предпосылкой эффективного лечения.

 

Управление стрессом

           Этот раздел уже опубликован в сети в виде известной моей работы “Философия стресса”. Последующие разделы будут публиковаться позже, по мере готовности…

                                 Минск, январь – сентябрь 2019 г., Гуртовцев А.Л.

ВложениеРазмер
Иконка PDF zashchitnaya_strategiya.pdf279.34 КБ
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’