Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Гуртовцев А.Л. Желания бессмертия - мечты и реальность

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

Гуртовцев А.Л.

 

Желания бессмертия – мечты и реальность

 

(Введение в книгу Гуртовцева А.Л. “Можно ли жить вечно, быть всегда молодым и здоровым? / Биолого-медико-философское исследование проблем бессмертия, вечной молодости и здоровья человека)

 

 

          Самой притягательной, заветной, желанной и вместе с тем самой фантастической мечтой людей во все времена и у всех народов была  мечта жить вечно, оставаясь при этом всегда молодыми и непременно здоровыми. К какой грандиозной катастрофе для земной жизни привело бы фактическое исполнение этого “благого” желания, причем сразу и для всех живущих или ранее живших на Земле людей (только за последние 15 тыс. лет  через земную жизнь прошло около 80 млрд человек), никто из ‘мечтателей” особо не задумывался.

        Смерть всегда рассматривалась людьми как неизбежное и абсолютное зло для всех и каждого, хотя некоторые мудрецы и старались разглядеть в ней другую, противоположную, положительную, созидательную, конструктивную сторону. Достаточно представить себе, сколько бы тиранов и злодеев, уничтоживших в свое время ради личного господства тысячи, десятки тысяч невинных людей, продолжили бы жить на земле и творить свое черное дело, если бы их не остановила естественная или насильственная смерть. Смерть тиранам!” – призыв, который в гуще исторических событий неоднократно звучал из уст обездоленных и отчаявшихся людей. Недаром итал. писатель-романтик Алессандро Мандзони (1785-1873) осмелился назвать смерть великим миротворцем” (вслед за ним эту глубокую мысль повторили К.Маркс и другие мыслители).

        Нынешние поколения людей также продолжают тешить себя мифической надеждой на бессмертие, причем, если не собственной  жизни – здесь и сейчас, то, по меньшей мере, для своих ближайших или отдаленных потомков. По поводу всеобщей жажды бессмертия известный амер. военный, юрист и публицист Роберт Ингерсолл (1833-1899) остроумно заметил: “Единственное известное мне доказательство бессмертия заключается в том, что, во-первых, этому нет никаких доказательств, и, во-вторых, что такое положение дел нас решительно не устраивает. Наиболее нетерпеливые и решительные современники, безоглядно веря  в будущий неограниченный прогресс науки в вопросах восстановления молодости и достижения бессмертия (как для живых или находящихся в анабиозе, так и для уже ранее умерших организмов), завещают хоронить себя не в сырой земле-матушке (и тем более не сжигать в крематории свое бренное тело до уровня атомов и молекул), а размещать, несмотря на большие финансовые затраты, свой труп или его генетически пригодные части, в криогенераторах.

        Эти отчаянные мечтатели полагают, что когда-то, в грядущих десятилетиях  или веках, они смогут вновь возродиться к жизни в своем теле или, по меньшей мере, восстать “как феникс из пепла” из собственных  ДНК благодаря усилиям будущих гениальных ученых и инженеров (следует знать, что из ДНК генетика может восстановить лишь организм данного вида, но никак не личность с ее прожитой жизнью, накопленным опытом, полученными знаниями, испытанными чувствами и сохранившимися воспоминаниями). Такая твердая вера во всесилие человеческого разума и его безграничные возможности, конечно же, похвальна и впечатляет, хотя во многом  она близка той религиозной вере, которая пытается вот уже тысячелетия подряд убеждать всех и каждого в бессмертии души, существовании загробного царства и даже воскрешении умерших при втором пришествии Спасителя. По этому поводу тот же Ингерсолл тонко подчеркнул: “Наша надежда на бессмертие не порождена ни одной из существующих религий; наоборот, почти все религии порождены этой надеждой.

         Вместе с тем, мечтателям вечной жизни могут придать надежды те некоторые опыты по оживлению низших типов организмов (бактерии, нематоды, тихоходки), находившихся длительное время, иногда десятки, сотни и даже тысячи или миллионы лет в состоянии криобиоза, которые действительно оказались успешными. Но, к сожалению, эволюционное развитие человека как высшего биологического представителя рода Гомо  семейства гоминидов отряда приматов класса млекопитающих настолько далеко ушло вперед в своей морфологической и физиологической организации по отношению к далеким примитивным предкам высших позвоночных животных, что оживление человеческого организма после его окончательной смерти и/или длительного криобиоза выходит за пределы даже потенциальных возможностей науки (в ноябре 2019 г. испанским врачам удалось успешно оживить замерзшее в горах и сильно переохлажденное тело 34-летней британки, которое имело температуру +180С вместо положенной +360С и в котором сердце остановилось за 6,5 часов до реанимационных мероприятий, что стало мировым медицинским рекордом по срокам оживления человека, находившегося в состоянии глубокой  гипотермии).

        Возвращаясь к историческому аспекту проблемы бессмертия, следует подчеркнуть, что больше всех о бессмертии мечтали правители земных народов – фараоны, цари и императоры, которые, обладая несметными богатствами и безмерной властью над миром, сами становились бессильными, подобно простолюдинам, перед грозным ликом медленно надвигавшейся смерти. Недаром еще в незапамятные времена родилась утешающая всех обиженных, угнетенных и обездоленных людей поговорка ”Перед смертью все равны”. Она, смерть, хоть в чем-то уравняла одних, несчастных и менее удачливых людей с их более благополучными и счастливыми противниками (франц. писатель-моралист Жан де Лабрюйер, 1645-1696, отмечал с сарказмом, что “если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно). Действительно, смерть неумолимо подводит свою роковую черту для всех живущих организмов, независимо от их принадлежности к тому или иному природному царству (археи, бактерии, грибы, растения, животные), уровню и типу развития организмов (низшие и высшие, беспозвоночные и позвоночные), их видам (распределенны по классам, отрядам, родам и семействам), а для человека – независимо от его расы, этноса, национальности, веры, идеалов, языка, образа жизни, физических, умственных, социальных, имущественных и других различий.

         Подтверждая в очередной раз эту расхожую истину, прославленный перс. поэт Абулькасим Фирдуоси (935-1020) уточнял в своей эпической поэме “Шахнаме [Книга царей]”: ”Всем равно во вселенной смерть грозит, И шаха и раба она разит”. С этим  бейтом (двустишием) своего предшественника соглашался и другой знаменитый перс. поэт-ученый Омар Хайям (1048-1112):”Будь падишахом ты иль нищим на базаре, Цена тебе одна: для смерти санов нет. Римский писатель-философ, воспитатель императора Нерона Луций Анней Сенека (Сенека-младший; 4 до н.э. – 65 н.э.), продолжая эту тему, глубокомысленно разъяснял: “Вечного нет ничегоСмерть предстоит всему: она – закон, а не кара”, а нем. писатель-поэт-ученый Иоганн Гете (1749-1832), уточняя психологический аспект смерти, резюмировал: “Смерти можно бояться или не бояться – придет она неизбежно” (любопытно, что Сенека-младший полагал, что “смерть мудреца есть смерть без страха смерти”, что, видимо, справедливо, особенно если вспомнить о смертном часе многих великих и отважных людей, проявивших мужество и твердость духа).

         “Богоподобные” владыки и правители народов, оглядываясь назад в последний миг своей беспокойной жизни, возможно, начинали осознавать на фоне открывавшейся им бездны небытия (“Всех ждет небытие– говорил поэт) всю ничтожность своих прошлых “великих” побед, достижений и заслуг. Эту душевную безысходность от неизбежного завершения процесса жизни лучше всех, пожалуй, отразил в своем рубаи (четверостишии) тот же Омар Хайям:

                                                             *****

                          “Мы уйдем без следа – ни имен, ни примет.

                            Этот мир простоит еще тысячи лет.

                            Нас и раньше тут не было – после не будет.

                            Ни ущерба, ни пользы от этого нет”.

                                                             *****

          Реальный мир ежесекундно и на протяжении тысячелетий убеждал разум человека не в возможности достижения бессмертия (хотя мифологическое мышление постоянно и безрассудно к нему стремилось и даже руководило поисками “эликсира бессмертия”), а в обратном — в неизбежной и закономерной смерти, гибели, распаде не только живых организмов, но и всех других земных и небесных объектов. До поры до времени эталоном вечности для людей оставались далекие звезды. Но, и их “бессмертие” оказалось на поверку очередной иллюзией: звезды “рождаются”, “стареют” и “умирают”, хотя их “век” и дольше человеческого в миллионы раз (“век” звезды, длящийся от миллионов до миллиардов лет, зависит от ее массы: чем она больше, тем короче “звездная жизнь”, т.е. тем скорее звезда “сгорает”, сбрасывая при своем “предсмертном” взрыве внешнюю плазменно-газовую оболочку и превращаясь в ”белого карлика”, “нейтронную звезду” или “черную дыру”). Гибель звезд в виде взрывов новых или сверхновых способствует распространению в космосе тяжелых химических элементов, которые становятся основой нового поколения звезд, их землистых планет и живых организмов, зарождающихся и эволюционирующих в водных средах этих новорожденных планет.

          Иными словами, в природе повсеместно, и это подтверждают не только звезды, но и любые другие материальные образования Вселенной, действует всеобщий закон — гибель одних тел способствует рождению других. Впервые  проявления  этого закона отметили древнегреческие натурфилософы (Анаксимандр, 7-6 вв. до н.э.:А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности [по законам]…”; Демокрит, 5-4 вв. до н.э.: “Из ничего ничего не может возникнуть и ни одна вещь не может превратиться в ничто…все, что возникает, должно погибнутькак есть у мира рождение, так и рост, и гибель, и уничтожение в силу некоторой необходимости…”), а Аристотель (384-322 до н.э.) обобщил их наблюдения: “Уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного – уничтожение другого”. Этот глубочайший вывод постепенно распространился и утвердился в среде образованных людей. Так, например, римский поэт Гораций (65 – 8  до н.э.) отмечал, что  “многое может возродиться из того, что уже умерло”, а франц. энтомолог Жан Фабр (1823-1913), исследуя природу, в частности жизнь насекомых, по-своему сформулировал это положение через много веков после Горация: “Все кончается, дабы все возобновлялось, все умирает, дабы все жило”.

         Несмотря на факты, человек не мог и до сих пор не может смириться с кратким, мимолетным, временным характером своего земного существования. Мысли об этом тяготят сознание почти каждого взрослого и особенно стареющего, приближающегося к смерти индивида, но наиболее емко и образно об этом говорят философы и поэты: Омар Хайям: “Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно!…Мы — незванные гости, пришли мы на краткое время, Вслед кому-то пришли мы, пред кем-то уйдем чередой…Люди тлеют в могилах, ничем становясь. Распадается атомов тесная связь…Мудрецы, что дряхлеют, юнцы, что цветут, — По желанью никто не задержится тут, Вечный мир никому не дается навечно! Наши деды прошли, наши внуки пройдут”; Сергей Есенин: “Только гость я, гость случайный На горах твоих, земля!…Под низким траурным забором Лежать придется также мне”; Александр Пушкин: “Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час”;Марина Цветаева: “Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли…Послушайте! Еще меня любите За то, что я умру”; Николай Рубцов: “Я умру в крещенские морозы, Я умру, когда трещат березы…Я не верю вечности покоя!”.

        Понимая разумом, но вопреки чувствам, что индивидуальная, материальная, земная жизнь всегда конечна, люди продолжают мечтать о вечности хотя бы в виде “вечной памяти” потомков. Первый китайский философ-даос Лао-Цзы (6 в. до н.э.) утверждал:Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Ему вторили через сотни веков перс. поэт-странник Муслимхаддин Саади (1210-1292): “И добрые и злые – все умрут, Так лучше пусть добром нас помянут” и современник Саади перс. поэт-суфий Джалаладдин Руми (1207-1273): “Когда мы мертвы, не ищите нашу могилу в земле, а найдите ее в сердцах людей”.

          Уже в 20-м столетии франц. писатель Эмилио Анрио (1889-1961) подвел рациональную черту бессмертию памяти:Мертвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать”, хотя англ. этнолог-культуролог Эдвард Тайлор (1832-1917), усиливая скептицизм разума, бесстрастно отмечал, что “память о лице едва сохраняется лишь до третьего или четвертого поколения…” (и действительно, многие ли из нас хоть что-то помнят о своих прадедах?). Видимо, именно поэтому, не надеясь на живую память поколений (хотя до возникновения письменности устная память была главным средством накопления и передачи информации между ними), люди пытаются увековечить имена своих выдающихся деятелей настоящего и прошлого в монументах из  камня и металла или, по меньшей мере, в литературных памятниках.

        Еще тысячи лет назад человечество перенесло несбывшуюся мечту о своем вечном существовании в вымышленный, воображаемый, виртуальный, сказочный, потусторонний, мифологический, религиозный мир. Не религия и не мифология дали человеку идею бессмертия, но он сам вложил ее в свои мифологические и религиозные фантазии. Сначала (если не рассматривать более ранние формы мистических верований, включая анимизм, тотемизм и культ усопших предков) люди “снабдили вечной жизнью” своих антропоморфных богов, а затем, предварительно поделив человека в своем мышлении на бренное, физическое, тленное тело и некую невидимую, бесплотную, бессмертную душу, перенесли “посмертное бессмертие души” и на своих правителей.

         Египетские жрецы, сохранявшие мумии фараонов и их приближенных в гробницах и пирамидах, говорили:Мумии – земле, а  души — небу”. Вместе с тем, египтяне верили, что у богов и царей есть по несколько душ, например, у бога Ра — 14, и некоторые их них, в частности Ка или Ба, обитая в  скульптуре бога, в теле мумии или в ее более надежном и вечном дубликате (например, в каменной портретной статуе умершего фараона), могли наблюдать за земной жизнью и даже якобы питаться подношениями верующих. Любопытно, что древние расхитители египетских барельефов и статуй, этих “священных” сосудов для хранения той или иной части души бога или покойного властителя, обязательно разбивали у изображения нос или какой-то другой мелкий орган, чтобы оградить себя от преследования духа украденного идола, поскольку считалось, что дух не может обитать в дефектном артефакте.

          Со временем, служители богов и царей милостиво “предоставили” индивидуальные бессмертные души и всем простым смертным, независимо от их  должностей и званий. Но, если древние египтяне полагали, что главные души фараонов становятся звездами и путешествуют вокруг Земли по небесному своду вместе с другими светилами (Солнцем, Луной, планетами), то служители культов более поздних эпох стали отправлять души простых смертных то в рай, а то в ад или по другим неизвестным и таинственным мировым направлениям-местам, из которых уже никто и никогда больше не появлялся на земном горизонте (Омар Хайям:“Возвратившихся нет из загробного мира, У кого бы мне справиться: как там дела?”). Впрочем, буддисты веруют в то, что души возвращаются с небес на землю и скрыто поселяются в избранных физических телах новорожденного поколения людей (этот процесс наука о мифологии называет реинкарнацией или метемпсихозом – повторным воплощением [перевоплощением] или переселением душ).

         Ну, что ж, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!”. Верить не запретишь, но исторический опыт убеждает, что религиозная вера, в отличие от научной веры, основанной не на мифах, догмах, предрассудках и субъективных переживаниях, а на экспериментально подтверждаемых, постоянно перепроверяемых и непрерывно дополняемых научных знаниях, всегда была и остается очень  шатким, ненадежным, сомнительным, иллюзорным и далеким от истины бытия основанием.

            Минск, 16 марта 2021 г.

 

Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’

Комментарии

Можно ли жить вечно, быть всегда молодым и здоровым?

Вполне очевидно, что любой биологический организм, в том числе современного человека, теоретически можно сделать бессмертным. (По крайней мере до тех пор, пока сохраняется физиологически приемлемая внешняя среда). Другое дело, какие это вызовет последствия в обществе, и будет ли это актуально на момент появления такой технической возможности?
Но, судя по предисловию, автора больше волнует религиозно-историческая сторона вопроса, а потому заголовок воспринимается несколько неуместно.

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

Очевидно, что Солнце движется вокруг Земли, но, подумав, можно допустить и обратное — это Земля движется вокруг Солнца. То, что любой  организм можно теоретически сделать бессмертным за счет создания приемлемой внешней среды — это из того же набора «очевидных» вещей . Поосторожнее, сударь, обращайтесь с «очевидностью». Мой интерес к истории, включая религиозные представления масс на происходящие события, закономерен и обоснован — люди в своей массе и сегодня дружно верят в загробную жизнь (а многие из них — в плоскую Землю как центр мира и обращение Солнца вокруг этого центра). Я лишь показываю историческую эволюцию и иллюзорность подобных взглядов. Мой материал представляет собою не предисловие, а введение в книгу, и полностью соответствует его названию (вопросы могут быть не к заголовку, а подзаголовку, который носит характер будущего ориентира). Если нечего сказать автору, то лучше промолчать, как это делает подавляющее молчаливое большинство читателей. Я на них не в обиде за молчание — каждый сам для себя определяет свое отношение к предложенному материалу (полезен ли он, нужен ли он или неинтересен данному лицу). Дискуссию своит вести лишь в случае что-то прояснить для себя — то, что осталось непонятым или неправильно, ошибочно представлено автором. К конструктивной критике я всегда открыт, но следует комментатору критически относиться к своим заявлениям и более тщательно их продумывать. Комментарии ради самих комментариев никому не нужны.

<p><em><strong>Аркадий Гуртовцев</strong></em></p>

Очевидно, что Солнце движется вокруг Земли, но, подумав, можно допустить и обратное

Т.е., Вы подумали и пришли к выводу, что бессмертие (при условии существования адекватной среды) принципиально невозможно? Интересен ход рассуждений.

люди в своей массе и сегодня дружно верят в загробную жизнь (а многие из них — в плоскую Землю как центр мира и обращение Солнца вокруг этого центра). Я лишь показываю историческую эволюцию и иллюзорность подобных взглядов.

В том и дело, что в центре Вашего внимания почему-то оказывается религия, несмотря на философские и даже медико-биологические претензии в заголовке. Дали бы название типа «Историческое развитие религиозных взглядов на проблему бессмертия» — не было бы и замечаний.

Мой материал представляет собою не предисловие, а введение в книгу, и полностью соответствует его названию

Очень мало соответствует.

 

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

На сегодня моя книга завершена на 80%. Отдельные главы уже опубликованы (например, Запрет бессмертия, Прощание с имморталями, Научные основы бытия человека, Запах старости, Философия стресса и др.) и свободно доступны в интернете. Если Вас интересуют сугубо биологические и медицинские вопросы, то можете с ними ознакомиться из указанных материалов. Вы, видимо, так и не поняли, что взывать к очевидности в науке это пустое дело. Вы полагаете, что возможное бессмертие человека достижимо за счет создания устойчивой и благоприятной для него внешней среды. Это глубокое заблуждение. Более того, благоприятная во всех отношениях среда может, наоборот, ускорить гибель человека. Жизнь — это борьба и в ней человек эволюционировал последние 7-8 млн лет. Хорошие условия развращают тело и душу человека, делают его толстым, жирным, слабоумным. Известные опыты по ограничению питания грызунов показали, что те живут в 2-3 раза дольше при ограничении их питания.. Да, среда влияет на продолжительность жизни, но главный ограничитель жизни — это сам человек, его организм. Напомню, что он состоит из 30 трлн клеток более 230 видов, в которых ежесекундно протекают миллионы химических реакций метаболизма (да еще 40 трлн бактерий человек носит в своем ЖКТ). Бессмертия в живом организме индивида в принципе быть не может из-за его непрерывного самоизноса (простейший аналог — самоизнос звезд), деградации процессов гомеостаза. Опыты над бактериями демонстрируют их потенциальное бессмертие в благоприятных условиях, но это бессмертие не касается отдельной особи (она делится и исчезает через 20-30 минут жизни). С этих позиций и человека можно считать бессмертным в череде своих поколений. Поколений, но не индивида, не индивидуального бессмертия. Впрочем, человечество может само положить конец своему видовому бессмертию. Потихоньку все идет в этом направлении…

<p><em><strong>Аркадий Гуртовцев</strong></em></p>

Вы полагаете, что возможное бессмертие человека достижимо за счет создания устойчивой и благоприятной для него внешней среды.

Я писал совсем не об этом. Странно, что мои слова требуют дополнительной расшифровки. Теоретически организм  можно искусственно поддерживать в молодом и здоровом состоянии неограниченно долго, компенсируя естественные процессы старения процессами искусственными. Сегодня науке неизвестны какие-либо теоретические запреты на возможность создания этих искусственных процессов. И это достаточно очевидно.
Разумеется, если мир через какое-то время, например, сколлапсирует в черную дыру, или в человека попадет снаряд, то его бессмертие на этом закончится. Именно для подобных случаев и была сделана оговорка.

Бессмертия в живом организме индивида в принципе быть не может из-за его непрерывного самоизноса (простейший аналог — самоизнос звезд), деградации процессов гомеостаза.

Ну, если это основной тезис, который Вы и продвигаете в Вашей книжке (а он названию как раз соответствует), то для кого она предназначена? Даже те, кто считает Землю плоской, а душу бессмертной, тело все-таки бессмертным обычно не считают. И, разумеется, к науке такая книга отношения не имеет.

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

       Крюков:«Теоретически организм  можно искусственно поддерживать в молодом и здоровом состоянии неограниченно долго, компенсируя естественные процессы старения процессами искусственными. Сегодня науке неизвестны какие-либо теоретические запреты на возможность создания этих искусственных процессов. И это достаточно очевидно».

       Ваши постоянные ссылки на теоретическую возможность что-то иметь или делать и якобы очевидность теоретического решения проблем являютмя чисто умозрительными и спекулятивными. Древние шумеры теоретически предполагали существование более 3600 богов, и это для них было очевидно. По их следам со своим сонмом антропозооморфных богов шли древние вавилоняне, древние египтяне, древние индусы, древние иранцы, древние греки и многие другие народы. Их боги были для них очевидны. И наука тех времен никаких преград для таких фантастических представлений не выставляла. Для древних греков были очевидны полулюди-полукони кентавры, женщины с волосами из змей, птицы с железными перьями-стрелами, олимпиец Зевс с молниями в руках и т.д.  Умозрительные спекуляции у людей многообразны, бесконечны, но к реальности, практике и науке в большинстве случаев не имеют ни малейшего отношения. Наука исследует реальный мир, исследует в первую очередь посредством опыта и эксперимента. Умозрительно атомы были предложенв Демокритом еще в 5 в. до н.э., но реальные свойства атомов удалось выяснить наук лишь в 19-20 вв. после практической работы многих поколений химиков и физиков. Ваши утверждения о возможности сохранения бессмертия человеческого индивида посрдством искусственных манипуляций с его организмом и средой обитания абсолютно безосновательны, бездоказательны и сродни вере в богов и разные чудеса. К науке это не имеет ни малейшего отношения. Тем более говорить о какой-то очевидности в данном случае не приходится. Ваше право верить в любую чепуху, включая вечную душу и загробное царство, но увольте меня от этой пустоты. Не вижу смысла в дальнейшем обмене репликами. Будьте здоровы!

<p><em><strong>Аркадий Гуртовцев</strong></em></p>

И Вам не хворать. Пишите и дальше про богов.

Аватар пользователя professor-v

Очень интересный обзор философских учений о проблеме смерти и бессмертии. К этому можно добавить быстрые темпы развития научно-технического прогресса. Серьезные ожидания от успехов изучения и практического применения нанохимии и нанотехнологии. Особенно интересно создание медицинских нанороботов и нанокомпьютеров.   Особенно большие надежды возлагаются на молекулярных роботов в медицине будущего. Крохотные механизмы, помещающиеся на кончике пальца, можно будет вводить в больные ткани, органы, нервные клетки и кровеносные сосуды. Эти устройства смогут выполнять такие функции, как всеобъемлющая диагностика, «охота» за возбудителями инфекций и раковыми клетками, разрушение атеросклеротических отложений на стенках сосудов, восстановление поврежденных или постаревших тканей и отдельных клеток. Новые технологии можно будет использовать и для коррекции психики, ограничения агрессии, блокирования боли, мобилизации сил. Нанороботы смогут своевременно и надёжно диагностировать и излечивать самые опасные болезни. Не исключено, что, достигнув такого уровня, человек даже захочет и сможет решить проблему своего бессмертия. 

Рекомендую мою статью «Маленькие частицы с большими возможностями», опубликованную в «Вестнике гражданского общества – CIVITAS»  http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/1596

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

Уважаемый Владислав Шуньевич!. Спасибо за внимание к работе и ее оценку. Вы правы в том, что прогресс медицинских технологий способствует борьбе с болезнями и продлению жизни людей. Но, к сожалению, медицина не учит людей тому, как быть здоровым. Мой друг, выдающийся еврейско-белорусский философ Лев Кривицкий ввел понятие «делать здоровье», разработал оригинальную методику психосоматического совершенствования, которую вот уже почти 50 лет проводит в жизнь на своем собственном примере и опыте своих учеников. В этом отношении еще Сенека-младший высказал замечательную мысль о том, что «лучший способ продлит жизнь — это ее не сокращать» (в том числе с помощью вилки и ножа). Но люди успешно делают все, чтобы сократить свою жизнь. Да, успехи медицины увеличивают продолжительность жизни (за 20-й век она в среднем увеличилась в мире в 2 раза — с 32 лет до 64, а сегодня — до 73 лет), но, как ни странно, ВОЗ отмечает, что люди стали больше болеть. Это и понятно: переходя в возраст естественной, физиологической старости, организм слабеет и готов цеплять все новые болезни, к которым был устойчив в молодом или зрелом возрасте. Человеку следует больше рассчитывать не помощь и поддержку медицины, а на свои собственные силы. Путь к здоровью и увеличения продолжительности активной жизни — это здоровый образ жизни, регулярная физическая и умственная тренировка, самозащита от стресса, умеренное питание, исключение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), создание вокруг себя в старости благоприятной искусственной среды, формирование своего здравого смысла на основе научных знаний, а не предрассудков и суеверий. К сожалению, я сам, несмотря на длительную спортивную карьеру (35 лет заниятий баскетболом и еще 10 лет другими видами спорта), еще не знал и не понимал значения многих факторов. определяющих здоровье человека. Поэтому не могу относить себя в разряд мудрецов, которые все предвидят. В лучшем случае, я стараюсь учиться на чужих ошибках, хотя приходится и на своих собственных. Утешает поговорка — за одного битого двух небитых дают…

<p><em><strong>Аркадий Гуртовцев</strong></em></p>