Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность (к 200-летию со дня рождения великого человека)

Аватар пользователя professor-v

 


Владислав Фельдблюм

Фридрих Энгельс и современность
(к 200-летию со дня рождения великого человека)

В 1820 г. в Германии родился Фридрих Энгельс — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса. Этот человек настолько знаменит, что нет необходимости даже кратко пересказывать его жизненный путь, идеологию и научные труды. В советское время эта юбилейная дата, несомненно, была бы торжественно отмечена на государственном уровне. В нынешней России эта дата будет упомянута, пожалуй, лишь среди философов. У нас теперь вообще культивируется этакий иронически-пренебрежительный взгляд на основоположников марксизма как на неких древних ископаемых, чьи труды безнадёжно устарели и не заслуживают серьёзного внимания. Нашим "продвинутым" социологам и политологам невдомёк, что основоположники марксизма гениально предвидели многие тенденции современного развития, что их труды до сих пор сохраняют очень большое научное и практическое значение. Это в полной мере относится и к научным трудам Фридриха Энгельса. 

Не секрет, что Маркс и Энгельс ненавидели современный им дикий капитализм в его наиболее одиозных проявлениях. Энгельс дал этой безжалостной и бесчеловечной системе убийственную характеристику: "Самые низменные побуждения — вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния…Самые гнусные средства — воровство, насилие, коварство, измена…" [К.Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. 2-е издание, т.21, с.99]. Это было написано сто пятьдесят лет назад. Но до чего современны эти слова в применении к России начала приснопамятных 90-х годов! К сожалению, актуальность этих слов Фридриха Энгельса во многом сохраняется и до сих пор. Борьба с экономической преступностью и коррупцией сегодня объявлена общенациональной задачей. Так что рано списывать классика в архив, не мешает и теперь поучиться у него говорить правду.

Конечно, Фридрих Энгельс сегодня общеизвестен в первую очередь как революционер, который создал вместе с Карлом Марксом учение о неминуемой пролетарской революции и о грядущем коммунизме, был соавтором  «Манифеста коммунистической партии». Авторов этого знаменитого документа часто обвиняют в том, что они породили теорию о несбыточной «коммунистической утопии». Но, вопреки этому распространённому мнению, основоположники марксизма были реалистами, а не беспочвенными фантазёрами, какими их часто изображают. В интервью корреспонденту французской газеты «Фигаро» 11 мая 1893 года Энгельс сказал: «У нас нет конечной цели. Мы сторонники постоянного, непрерывного развития, и мы не намерены диктовать человечеству какие-то окончательные законы. Заранее готовые мнения относительно деталей организации будущего общества? Вы и намёка на них не найдёте у нас» [т.22, с.563].  В «Анти-Дюринге» Энгельс, не делая акцент на коммунизме, чётко обозначил важнейшую тенденцию всего цивилизационного процесса — освобождение человечества от насилия.

В первые годы после революции в СССР была развёрнута широкая политическая кампания экспроприации и раскулачивания крестьянства. Перегибы и злоупотребления, допущенные в аграрной политике, явно шли в разрез с высказываниями основоположников марксизма по крестьянскому вопросу. Энгельс прогнозировал: "Обладая государственной властью, мы и не подумаем о том, чтобы насильно экспроприировать мелких крестьян, как это мы вынуждены сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению к мелким крестьянам состоит, прежде всего, в том, чтобы их частное производство и их собственность перевести в товарищескую, но не насильно, а посредством примера, предлагая общественную помощь для этой цели» [т.22, с.518]. Однако, сталинское руководство предпочло иную политику. Она обосновывалась тем, что в условиях враждебного капиталистического окружения нужны быстрые и решительные меры. Очень часто между мелкими и средними крестьянами с одной стороны и кулаками — с другой не делали никаких различий. Рекомендации Энгельса о «примере» и "общественной помощи» заменили директивами и их ускоренной насильственной реализацией. Такая политика нанесла большой урон российскому сельскому хозяйству.

Основоположников марксизма часто обвиняют в революционном экстремизме. Между тем, при всей революционности они оставались мыслящими и глубокими исследователями. Они умели видеть и реально оценивать различные фазы развития капитализма. Они не призывали к революционному перевороту во всякое время и в любых условиях. Так, характеризуя эпоху прогресса капиталистического производства, Энгельс писал: «При таком всеобщем процветании, когда производительные силы буржуазного общества развиваются настолько пышно, насколько это вообще возможно в рамках буржуазных отношений, о действительной революции не может быть и речи» [т.7, с.467]. Не был Энгельс и сторонником революционного кровопролития. Об этом свидетельствует его высказывание на собрании рабочих в Эльберфельде в 1845 году: «Если социальная революция и осуществление коммунизма на практике являются необходимым следствием существующих у нас отношений, то нам прежде всего придётся заняться теми мероприятиями, при помощи которых можно предотвратить насилие и кровопролитие… А для этого имеется лишь одно средство, а именно — мирное осуществление или, по крайней мере, мирная подготовка коммунизма» [т.2, с.554]. И ещё об одной фальсификации нынешних толкователей научного наследия основоположников марксизма. Они любят обвинять Маркса и Энгельса в стремлении построить коммунистическое общество иждивенцев, в котором будут царить лень и бездеятельность. Между тем, Энгельс в «Анти-Дюринге» ясно охарактеризовал будущее общество как такое, в котором «никто не мог бы сваливать на других свою долю участия в производительном труде» [т.20, с.305]. 

Подобно великому Леонардо да Винчи, Фридрих Энгельс был энциклопедистом, учёным-универсалом, которых очень мало в истории науки. Знаменитый английский популяризатор науки Джон Б.С.Холдейн подготовил в 1939 году первое издание на английском языке фундаментального труда Энгельса "Диалектика природы». В предисловии к этому изданию Холдейн отметил, что Энгельс был «одним из наиболее образованных людей своего времени». Развивая эту констатацию, Холдейн пишет: «Он обладал не только глубокими познаниями в области экономики и истории, но свободно разбирался в классической латыни, в таких вопросах, как брачное право в древнем Риме, или мог пускаться в рассуждения о процессах, происходящих в куске цинка, погружённого в серную кислоту… Наряду с этим он принимал активное участие в политической жизни, стоял во главе промышленного предприятия и даже увлекался охотой на лис»   http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/HALDANE/ENGELS.HTM    

Фридрих Энгельс был великим мыслителем в самом высоком, истинном смысле этого слова. Трудно сказать, какой его вклад в науку более ценен — в политическую экономию, философию или естествознание. Он первым среди философов обратил внимание на глубокую взаимосвязь природных и общественных процессов: «История, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения» [т.37, с.396]. Этот подход стал мощным стимулом для современных междисциплинарных исследований на стыке естествознания, математики и гуманитарных наук. Более того, научная методология Энгельса явилась тем трамплином, с помощью которого удалось совершить прыжок к пониманию необходимости взаимодействия различных научных дисциплин для изучения столь сложной динамической системы как современное общественное производство. В гениальном труде Энгельса «Диалектика природы» читаем: "Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания» [т.20, с.546]. Гениальная мысль! Как мы теперь видим, не только с точки зрения естествознания времён Энгельса, но и в ещё большей степени с позиций нынешнего естествознания философская категория взаимодействия материальных объектов стала краеугольным камнем  междисциплинарной общеэкономической теории. 

Энгельс, как и Маркс, увлекался математикой, хорошо её знал, стремился применять математику при изучении других наук. Здесь уместно заметить, что ещё за сотни лет до него Леонардо да Винчи отметил, что ни одно человеческое исследование не может считаться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Некоторым это утверждение покажется слишком категоричным. Тем не менее, оно подтверждается всей историей развития естествознания. Фридрих Энгельс прекрасно это понимал. Он кратко охарактеризовал в "Диалектике природы» состояние этой проблемы на современном ему уровне: "Применение математики: в механике твёрдых тел абсолютное, в механике газов приблизительное, в механике жидкостей уже труднее; в физике больше в виде попыток и относительно; в химии простейшие уравнения первой степени; в биологии = 0» [т.20, с.587}. В настоящее время ситуация изменилась. Уже не только в физике (которая сегодня вообще немыслима без математики), но и в химии, и в биологии математика играет большую роль. Возникли новые науки, такие как математическая физика, математическая химия. Проникает математика и в гуманитарные науки, например уже есть такие науки как математическая экономика и математическая психология. С помощью последней стало возможным математическое моделирование человеческого поведения в малых и больших коллективах (см. например книгу: С.С.Паповян, Математические методы в социальной психологии, М., Наука, 1983). Математика сегодня является тем мостиком, который объединяет гуманитарное и естественнонаучное мышление. Эта объединяющая роль всё больше возрастает, поскольку с её помощью духовные ценности и накопленный опыт перемещаются из одной сферы интеллектуальной деятельности в другую.

 

В речи на похоронах Карла Маркса Фридрих Энгельс с предельной точностью сформулировал социально-экономическую сущность марксизма. Он сказал: «Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.» [т.19, с.348-349]. Приходится удивляться, что столь ясное фундаментальное положение марксизма сегодня активно оспаривается некоторыми нашими «продвинутыми» низвергателями Маркса. Но такие ниспровержения не мешают этим людям каждый раз перед бурной дискуссией хорошенько позавтракать и по моде одеться, в точном соответствии с тем самым законом Маркса, который они столь активно ниспровергают! Необходимо подчеркнуть, что с позиций современной науки не революционная идеология марксизма, а именно фундаментальное учение Маркса о конкретном труде сохраняет непреходящую научную ценность.


Ныне человечество вступает в драматический период своей истории, когда становится реальной угроза самому его существованию. Современность чревата нарастанием и обострением глобальных проблем. В своё время и этот аспект не остался без внимания Энгельса. Он предвидел многие негативные тенденции во взаимодействии человека с окружающей средой. Он писал в «Диалектике природы»: «Чем больше люди отдаляются от животных, тем больше их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий… Не будем, однако, сильно обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» [т.20, с.494-496]. Эта оценка крайне актуальна в наше время. Человек уже многого достиг в освоении космоса. Он запускает космические корабли с космонавтами и автономной системой их жизнеобеспечения. Но и до сих пор человечество, по всей вероятности, так и не осознало до конца грозящую ему опасность. Наша Земля — это тоже своего рода космический корабль, населённый людьми. И если они вовремя не позаботятся о сохранении и возобновлении своей системы жизнеобеспечения, то наш общий корабль в конце концов останется без космонавтов.  Для коллективного решения глобальных проблем человечества, для его выживания и развития на Земле, крайне важно реорганизовать и в дальнейшем осуществлять, говоря словами Энгельса, «общественное производство по заранее обдуманному плану» [т.20, с.676]. Наша страна, с её богатейшим историческим опытом, может и должна играть ведущую и организующую роль в этом коллективном спасительном процессе.