Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

На какой основе строится Элементарная диалектическая логика?

Аватар пользователя Грачев Михаил

На какой основе строится Элементарная диалектическая логика?

 

Основные характеристики ЭДЛРис.1.

Является ли основой ЭДЛ формальная логика? На философском штурме кандидат философских наук, доцент Олег Алексеевич Суворов выразил сомнение в возможности создавать диалектическую логику на основе логики формальной, в частности, традиционной формальной (ТФЛ). А именно на основе ТФЛ, по его мнению, как раз и строится Элементарная диалектическая логика. Он пишет:

Олег Суворов, 28 Октябрь, 2019 — 10:16, ссылка

[Грачев. «Диалектическая логика – это логика правильных рассуждений с включенным в её структуру противоречием»]. Мы уже неоднократно обсуждали эту проблему. Вы с энергией, достойной иного применения, по-прежнему пытаетесь выстроить так называемую «ЭДЛ» на основе формальной логики. Не только пустое, но и  контр продуктивное занятие, поскольку традиционная логика запрещает противоречия. Судя по всему, Вы даже не осознаете всю глупость выше приведенного вашего тезиса о диалектической логике. Поэтому обсуждать с Вами эту тему, если Вы не откажитесь от этой глупости, не имеет никакого смысла.

Суворов заблуждается. Считаю сам вопрос [«Является ли основой ЭДЛ формальная логика?»] не корректным нет такой альтернативы: основа ФЛ для ЭДЛ или не основа. Правильно ставить вопрос следующим образом: Являетсяли основа у ТФЛ и ЭДЛ общей? Да и принцип непротиворечия не универсальный, ограничен статикой мысли. В движении мысли и в совместном рассуждении с противоположных позиций — нарушается. Точнее, работает одновременно с парным принципом разрешенного противоречия.

Современный исследователь диалектики Маркса и Энгельса Heinz Duthel констатирует:

Die Argumente gegen „die“ Dialektik reichen vom Vorwurf der Dunkelheit, Verworrenheit und eines trivialen Schematismus bis hin zu dem offenkundiger oder versteckter Irrationalität. Im Mittelpunkt steht insbesondere das Verhältnis von Dialektik zur Logik und die Frage, ob Dialektik gegen den Satz vom ausgeschlossenen Widerspruch verstoße. Man kann dieser Kritik insofern eine gewisse Plausibilität nicht absprechen, als viele selbst ernannte „Dialektiker“ (auch in der Nachfolge von Marx und Engels) es verabsäumen, sich in dieser Frage klar und deutlich zu positionieren.

Перевод:

Аргументы против «диалектики» варьируются от обвинения в темноте, запутанности и тривиальном схематизме до явной или скрытой иррациональности. В центре внимания, в частности, стоит отношение диалектики к логике и вопрос о том, нарушает ли диалектика положение об исключенном противоречии.  Нельзя отказать этой критике в некоторой правдоподобности в том, что многие самозваные „диалектики“ (в том числе из числа последователей Маркса и Энгельса) не умеют четко и ясно позиционировать себя в этом вопросе.[Heinz Duthel. Диалектика Маркса и Энгельса]

На мой взгляд, Олег Суворов как раз из числа тех гносеологов, которые не имеют чёткого представления о соотношении формальной и диалектической логики. Иначе, из «неоднократных обсуждений» не вывел бы, что Элементарная диалектическая логика выстраивается де на основе формальной логики.

 

В самом деле, у формальной логики и диалектической логики общая основа: античная диалектика. А именно,

Логика Сократа и логика Аристотеля есть метод (Органон). Отличие только в том, что в основе повивального метода Сократа лежит ремесло (искусство рассуждения, передаваемое из уст в уста — от гуру к его ученикам). А в основе метода Аристотеля лежит наука. Ознакомиться с этой наукой (Аналитикой Аристотеля), воспроизвести и применить её метод может любой и каждый без участия самого гуру

Восходя к истокам античной диалектики, в словарях пишут: «ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор)».

Технэ (от греч. techne — искусство, мастерство, умение) — одна из базовых характеристик греческой культуры.

Вполне очевидно,  искусство, умение — это не наука, а «Ремесло». Так вот, от «искусства вести беседу-рассуждение», от маевтического, повивального ремесла Сократа  Аристотель  переходит к науке вести рассуждение (Аналитике). Эта наука в последствие получила название «Логика».

Сократ. [диалектик] Так не тот ли это, кто умеет ставить вопросы?

Аристотель сознает, что диалектика является «искусством ставить наводящие вопросы» (Аристотель. Соч. М., 1978. Т. 2. — С. 556). Тем не менее, переход к науке логики Аристотель осуществил ценой оскопления диалектики Сократа. Аристотель вынужден был поступить так с диалектикой, поскольку суждение и вопрос никак нельзя связать посредством силлогизма — основная характеристика суждения есть «истинность», а вопрос не истинный и не ложный.

Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания» (Аристотель. Об истолковании // Сочинения в четырёх томах. Том 2. — М., 1978. — C. 95)

В Элементарной диалектической логике осуществлен переход от искусства рассуждения к науке рассуждения в строгом соответствии с диалектикой Сократа. То есть вопрос, выпадающий из структуры традиционной формальной логики, наряду с суждением учитывается в качестве инструментария диалектики. Имеются и другие существенные отличия от ТФЛ. При том, что предмет двух логик остается одним и тем же.
Грачев Михаил Петрович
Москва, 27 февраля 2020 г.