Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Новые записи в блогах

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Друзья «Альтернатив»: 
Разделы: 

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Даниэ Якоч

Внеочередная часть серии

Тезисы

Мотто: Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. ( Marx, Der 18te Brumaire des Louis Napoleon, глава I, первый абзац, второе предложение.)

1.Так как сейчас в Европе капитализм, в серии моих статей я рассматриваю проблемы капитализма.

2. Пролетариат, то есть рабочий класс, — один из двух основных классов капитализма.

3. Если рабочий класс обобществляет средства производства, и все основные условия производства и средства производства становятся собственностью пролетариата, то пролетариат перестаёт быть пролетариатом, а буржуазия буржуазией. О пролетарском искусстве, о пролетарской культуре в строгом смысле слова можно говорить лишь при капитализме.

4.Однако именно после ВОСР ( Великой Октябрьской Социалистической Революции) заговорили о создании пролетарского искусства и организовали почти массовую ассоциацию пролетарских писателей.

5. В данном случае действует теоретическое положение, сформулированное в мотто. Это положение я назвал бы законом инерции общественного сознания.

7. Члены этих ассоциаций фактически всё равно не были пролетариями в экономическом смысле, но они считали себя пролетариями, и не только они, а и всё общество.

8. Этот факт объясняется теми же традициями, которые как кошмар тяготеют над умами живых. Рабочие на заводах и люди, которые были заняты делами, не требующими физического труда, как, например, администраторы или врачи, одинаково думали, что работает тот, кто выполняет физический труд, поднимает тяжести или перемещает их и т.д. Они исходили из физического понятия труда, например, столяр — это рабочий, так как он создаёт столы, стулья, шкафы и т.п. Тот факт, что классовая принадлежность определяется отношениями собственности фактически не доходило до их сознания или очень смутно доходило. Столяры на мебельной фабрике по-прежнему делали мебель, и поэтому они были членами рабочего класса и оставались таковыми.

9. Так же смутно понимало всё общество тот факт, что после национализации средств призводства не только та часть продуктов стала собственностью всех трудящихся, которую они получали в форме зарплаты на личное пользование, а и весь национальный продукт.

10. Следовательно об эксплуатации народа государством, или, как некоторые противники «существующего социализма» хотят доказать, «партийной бюрократией», теоретически нельзя говорить. Так как это чисто политический вопрос, я вернусь к нему в другой статье.

11. В отношении культуры тот факт, что всем национальным продуктом распоряжалось народное государство, приводил к следующим последствиям:

а. Культура постепенно перестала быть товаром, книги, билеты в театры в кинотеатры, в концертные залы, в музеи продавались по символической цене.

б.Начальное и среднее обучение стало совершенно бесплатным, высшее тоже до первого диплома. Студентам выплачивались большие стипендии. В тех случаях, когда доход семьи не позволял учиться студенту, государство брало на себя недостающую часть в форме особой стипендии.

в. Медицинское обслуживание стало бесплатным.

г. Постепенно расширялась сеть домов культуры, где фактически почти все могли участвовать в художественной самодеятельности. В данном случае здесь я считаю отрицательной тенденцией, что в области музыки и театра большинство участников смотрели на самодеятельность, как на переходную стадию, и хотели стать «профессиональными художниками», делать карьеру.

д. Были организованны большие союзы художников, писателей, композиторов и т.п. Эти союзы получали большую дотацию от государства. Государство становилось крупнейшим меценатом, материальное поощрение в руках политических руководителей являлось мощным средством влияния на художников и на ход искусства. Немало художников из-за карьеризма, ради денег становились двоедушными, делали то, во что не верили. С другой стороны, щедрое поощрение искусства обеспечило возможности для расцвета венгерского киноискусства в 60-ые годы или для таких скульпторов как Макрис Агамемнон, Пал Патцаи или Имре Варга .

е. Так как руководящей силой общества считался рабочий класс, но не в экономическом смысле Маркса, а в традиционном смысле, то есть профессиональный рабочий фабрики, важной темой стало изображение заводского рабочего физического труда. Это безусловно привело к расширению тематики, но очень часто изображали рабочих поверхностно, обязательно в рабочем костюме , забывая о том, что задача искусства — выражение духовной жизни людей.

Вторая внеочередная часть

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Тезисы

Мотто: «Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» ( Marx , Der 18te Brumaire des Louis Napoleon, глава I, первый абзац, второе предложение. )

1.В первой части в девятой и в десятой пунктах я писал следующее: «…Смутно понимало всё общество, что после национализации средств производства, не только та часть стала собственностью всех трудящихся, которую они получали в форме зарплаты на личное и семейное пользование, а весь национальный продукт. Следовательно об эксплуатации народа государством, или как некоторые противники «существующего социализма» хотят доказать « партийной бюрократией», нельзя говорить теоретически. Так как это чисто политический вопрос , я вернусь к этому в другой статье.» Сейчас наступило время возвращаться.

2. Экономические руководители народного государства, если они были бы столь наивными, что предполагали, что можно раздавать весь произведённый национальный продукт трудящимся на личное употребление в форме зарплаты, то они очень скоро должны были понимать, что нельзя. А если они не были круглые невежды в области производства, они должны были знать это вперёд, даже раньше национализации средств производства. Средства производства изнашиваются каждый день, следовательно о их воспроизводстве надо заботиться постоянно. На это надо выделить и рабочее время и материальные средства.

3. До национализации средств производства при капитализме, когда рабочие и интеллектуального и физического труда получали только такую мизерную зарплату, что она не хватала полностью даже для воспроизводства их рабочей силы, воспроизводство средств производства было дело и право капиталистов, теперь это стало задачей новых собственников, то есть самого народа.

4. Вследствие того положения , что воспроизводство средств производства стало делом представителей самого народа, экономисты изменили и цели, и структуры, и основные направления воспроизводства в целом. Производство продуктов , нужных для народа , то есть так называемый ширпотреб вышло на первое место, а производство предметов роскоши отошло на задний план.

5. Так как везде, где впервые происходили социалистические изменения, жизненный уровень народных масс был низкий, простое воспроизводство необходимых продуктов питания и промтоваров было недостаточно. Надо было организовать их расширенное воспроизводство. Это в свою очередь потребовало создания условий расширенного воспроизводства средств производства.

6. Опережающее развитие производства средств производства является условием любого динамически развивающегося общества.

7. Следовательно тот, кто утверждает, что при «существующем социализме» эксплуатировали рабочих потому, что не раздавали весь национальный продукт на личное пользование как заработную плату, ничего не понимает в экономике, или занимается демагогией.

8. Динамическое развитие промышленности, бурное переселение огромных масс из сельских мест в города, устарелый жилищный фонд требовали ускоренного строительства жилых домов. Население, которое имело средний доход или ниже среднего, только спустя много лет могло бы построить необходимое количество новых квартир из своих сбережений. Такое положение мешало развитию всего общества в целом, однако народное государство вмешивалось в этот процесс на пользу всех , так как оно могло делать это.

9. Народное государство распоряжалось всем национальным продуктом, и поэтому оно могло выделить средства на строительство государственных жилых домов. В Венгрии местные советы распределяли эти квартиры среди нуждающихся и поэтому они назывались советскими. В среднем надо было ждать квартиру 5-6 лет. Большинство квартир было двухкомнатными со всеми удобствами. Семьи получили эти квартиры в пользование на неопределенный срок, то есть пожизненно. Плата за квартиру не покрывала годичный ремонт, плата за услуги едва покрывала стоимость услуг. Так народное государство фактически создало равенство шансов между состоятельными и менее состоятельными членами общества. Более состоятельные трудящиеся получали долгосрочные ( 30 лет ) льготные кредиты ( 3 процента ) на строительство своих жилых домов или квартир.

9. «Очень хорошо , но какое отношение всё это имеет к культуре?»,- могут спрашивать и скептики, и приверженцы так называемой « товарной экономики». “Самое прямое”, — мы можем отвечать с уверенностью. Это было время, когда сотни тысячи детей трудящихся физического труда могли поступить и поступили в средние и высшие школы и наконец они могли учиться в нормальных условиях впервые в истории Средней и Восточной Европы. И спустя 10-12 лет они вышли из школ как хорошие инженеры, агрономы, учителя, врачи, а их родители могли проявить свои способности, свои профессиональные знания лучше на работе, так как они могли восстановить свою рабочую силу полностью. Даровые квартиры окупились с лихвой для всего народа и для государства тоже. После всего этого я не без сарказма могу спрашивать господ, противников «существующего социализма», как могут они называть без стыда народное государство эксплуататором. У народной демократии были ошибки и недостатки, но не те, о которых её противники говорят. Я писал о таких фактах, которые сотни и сотни тысячи раз повторялись в каждой в стране , сейчас уже не существующего социализма от Берлина до Камчатки и Сахалина.

10. Можно ли назвать « существующий социализм» настоящим социализмом, это особый и сложный,и запутанный вопрос, здесь рассматривать его не буду, но и не отклоняюсь от ответа, в будущем придётся вернуться к нему, так как в недрах ныне существующего антидемократического, бесчеловечного и жестокого капитализма все технические и научные условия и зародыши будущего социализма присутствуют.

11. Наконец самая важная причина того, что огромные материальные средства из национального продукта нельзя было возвращать работникам в форме зарплаты на личное пользование , была постоянная военная угроза капиталистического окружения. Если « существующий социализм » мог бы использовать все свои ресурсы на мирные цели , то он давно устроил бы такое обилие и высокий жизненный уровень для всех трудящихся, что это казалось бы просто земным раем в условиях голода, безработицы , нищеты и бездомного существования современного капитализма. Сейчас существует настоящий ад на земле для большинства людей. С другой стороны существующий экономический, научный и технический потенциал мира при рациональном использовании позволял бы раз навсегда ликвидировать этот ад на земле , если этому не препятствовали бы капиталистические отношения собственности . Капитализм сейчас мешает не развитию производительных сил , а их рациональному использованию на благо всего человечества.