Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Русский
Друзья «Альтернатив»: 

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

(Часть вторая)

 Д. Якоч

 Мы уже в первой части указали на то, что в современном капитализме большинство произведений материальной и духовной культуры создаётся наёмным трудом. Однако кроме этого надо принимать во внимание и то обстоятельство, что удельный вес умственного труда внутри общего количества наёмного труда сильно возрос. Следовательно, сильно увеличилось число пролетариев умственного труда, особенно по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Парадоксальность современного положения заключается в том, что именно этот профессионально наиболее образованный слой пролетариата не осознаёт своё классовое положение, он имеет только групповое сознание. Для успешной защиты интересов пролетариата необходимо анализировать это положение в ближайшем будущем. К сожалению, в бывших странах народной демократии не лучше обстоит дело и с пролетариями физического труда, они тоже не особенно ясно осознают себя как класс. В этих странах во время социалистического развития рабочим классом считали прежде всего слой профессионально образованных рабочих. Фактически пролетариата уже не было в строгом смысле этого слова. Были бывшие капиталисты и бывшие пролетарии. Фактически существовало групповое сознание людей физического и умственного труда. Это были открытые общественные слои, переход из одной группы в другую происходил свободно и постоянно. Теперь снова есть пролетариат и буржуазия. У новой буржуазии очень быстро образовались свои организации, и возникло классовое сознание. Задача уже существующих пролетарских организаций воссоздать классовое сознание у пролетариата. Как делать это?

Члены общества, а в классовом обществе члены каждого класса осознают себя общественными существами, членами общества и членами своего класса с помощью форм общественного сознания. Особо важную роль в создании и в развитии классового сознания играет искусство. Если в данной стране есть пролетариат и нет пролетарского искусства, это свидетельство того, что рабочее движение очень слабое или вообще не существует. Прлетарское искусство как хлеб нужно рабочему движению. После этих слов я предвижу острые возражения, и даже возмущения. Пролетарское искусство невозможно, а если и возможно, то ненужно, необходимо создавать общечеловеческое искусство. Прекрасно. Я тоже не против общечеловеческого искусства. Но мы живём в классовом обществе и в этих условиях общечеловеческое содержание находится только в классовом. Нет общечеловеческого вне классового в наших условиях. Если удастся создать бесклассовое общество, тогда и возможно будет общечеловеческое искусство без классовой формы проявления. Кроме этого я хотел бы задавать вопрос противникам пролетарского искусства. Как они представляют себе создание свободного общечеловеческого искусства наёмными художниками, находящимися под духовным и экономическим контролем капиталистов? Будут ли они поощрять, издавать и рекламировать таких поэтов, как Alun Rees и другие, которые показывают, как унижают человеческое достоинство наёмных работников? Разве они не помнят нищету таких поэтов как Бодлер и других, которые не становились наёмными писателями? С другой стороны вполне законно можно задавать и мне вопрос. Как я представляю себе создание пролетарского искусства, когда почти всеми экономическими средствами распространяется буржуазия? Да, отвечать не легко, но всё же ответ есть. Художественная самодеятельность рабочего класса. Историческая модель давно существует, это – устное народное творчество крестьянства. Отшлифованные образцы этого искусства во всём мире изучаются на кафедрах этнографии или литературы. Фольклор является частью художественного сокровища человечества во многих основных областях искусства. Если неграмотные крестьяне и крестьянки, часто очень бедные, способны были создавать искусство на самом высоком уровне, почему не способен на это пролетариат, в среде которого находятся образованные люди и физического и умственного труда. Конечно вопрос о пролетарском искусстве отнюдь не только теоретический. Пролетарское искусство давно существует во всех странах развитой части мира. Например, в Вельсе действует Общество красных поэтов, связанное с рабочим движением. Это общество имеет больше чем 130 членов, каждый год выпускает поэтическую антологию. Они пишут не ради денег, не ради славы. Они пишут, потому что хотят свободно выражать свои мысли и чувства, и, выражая свою личность, выражают духовную жизнь своего класса. Так как они выражают протест против превращения человека в инструмент в руках капитала, так как они выступают средствами поэзии, против унижения человеческого достоинства, их поэзия является гуманистической и содержит в себе общечеловеческое содержание нашей эпохи. Что должны делать профессиональные и политические организации рабочего класса? Они должны организовать художественную самодеятельность и тем самым способствовать возникновению таких художественных произведений, которые создаются не ради денег, а ради правдивого выражения души и страданий трудящихся людей нашего времени. Вместе с тем эти художественные произведения помогают отдельным членам и группам пролетариата осознать себя частью единого целого, класса наёмных рабочих.