Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Открытое письмо А. А. Мелик-Пашаева

Уважаемый коллега, если  Вы считаете нужным и возможным, сообщите о Вашем согласии подписать это письмо и напишите zinaidann@mail.ru, как точно Вас представить.
И перешлите, кому считаете нужным, с такой же просьбой. Спасибо!

А.А.Мелик-Пашаев – д-р психологических наук, лауреат Премии правительства РФ в области образования, гл. ред. журнала «Искусство в школе».


Г-н Президент, г-н Премьер министр, г-н Министр образования! Уважаемые руководители педагогических Вузов и училищ,  учебных заведений всех уровней!

Поводом для этого открытого  письма стала информация о том, что в Госдуме вызревает закон о введении уголовной ответственности  с 12-летнего возраста. Сама возможность такого обсуждения уже звучит как приговор. Не 12-летним только, а всем нам: нация, которая жестока и (или) безразлична к своим детям – это нация вымирающая.

Скажут: пострадавшему не легче от того, что преступники  не достигли  совершеннолетия. Но если человеческие дети растут волчатами, разве это не вина всего взрослого сообщества, образования, власти, которая вознамерилась их сажать?

По данным ВОЗ Россия стабильно и давно занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, лидирует в мире по числу курящих детей; по детскому алкоголизму и потреблению героина  (также, как и по числу абортов и разводов; детей, брошенных родителями и т.д.). У властей на все один ответ: запрещать, ограничивать, ужесточать, контролировать, лишать, теперь еще и сажать. А нужно другое – предлагать детям что-то, что уводило бы их с гибельных путей Для этого необходимо понять, что творится в душе растущего человека.

Важнейшая причина многих психических отклонений, преступных и саморазрушительных  наклонностей–это отсутствие творчества в детском и подростковом возрасте. Когда нет возможности проявить себя в созидательном, нравственном, одобряемом  людьми направлении, активность, данная ребенку от рождения, или загнивает и умирает, как травинка, которой не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник, не озабоченный тем, куда полетят осколки.

 Человек, лишенный творчества, или потенциальный больной, или потенциальный преступник.  Или и то, и другое вместе. А школа, лишенная творчества, непрерывно вливает в мир новые и новые поколения таких людей.

Область  школьного образования, где практически все дети могут получить ранний успешный опыт самостоятельного творчества – это область гуманитарно-художественная. Практики знают, что в учебном заведении, где хоть какому-нибудь виду искусства уделяется достойное внимание, резко меняется сама атмосфера школьной жизни, отношение  детей к занятиям и к самой школе, они меньше устают, реже болеют и лучше учатся по другим общеобразовательным предметам.

Существуют международные социологические и психологические данные, которые  свидетельствуют, что дети, всерьез занимающиеся творчеством, не числятся среди правонарушителей; что занятия искусствами  помогают преодолевать наркозависимость, гармонизируют деятельность человеческого мозга, выправляют личность подростков – не запретами и карами, а тем, что наполняют смыслом  их повседневное существование.

И при всем этом наша образовательная политика систематически  выдавливает из школы именно эти спасительные практики, в которых воспитывается человеческая душа и укрепляется психическое здоровье;  всячески старается сократить, слить, изъять из стандарта, сделать платными эти «ненужные для жизни» занятия, ограничить возможности выбора в дополнительном образовании; финансовыми клещами ущемить, погрузить  в «общий рассол» те учебные заведения, которым удавалось в труднейших условиях охранять души детей и подавать другим пример того, что это возможно; сводить на нет по причине «неэффективности» высшее гуманитарное образование и соответствующие области науки.

Исходя из убеждения, что политика, смертельно опасная для будущего нации, проводится непреднамеренно, обращаем внимание на жизненную необходимость ряда экстренных мер.   

При решении насущных вопросов детства и образования исключить лукаво звучащие  аргументы, связанные с недостатком денежных средств. Все видят, на какие цели легко находятся немереные деньги, и никакая школа экономики не сможет убедить людей, что государство «вынуждено»  мелочно экономить  на главном и жизненно значимом. 

Поскольку художественное развитие – это не подготовка деятелей искусства, а в первую очередь воспитание здоровой личности, необходимо немедленно изменить школьные приоритеты в пользу творческого гуманитарно-художественного образования. Если для этого надо менять Стандарт, даром что он только принят, значит, надо приостановить его действие и менять, и чем быстрее, тем лучше. Душа и будущее ребенка важнее чести чьего бы то ни было мундира.  А обществу нетворческих людей – то есть потенциальных больных и потенциальных преступников - не помогут никакие  информационные, лингвистические и математические  компетенции (да они и не  будут достигнуты).

Расширить преподавание музыки, изобразительного искусства, художественной литературы; безоговорочно восстановить в правах уникальный в мировой практике предмет «Мировая художественная культура»; найти место для театральной педагогики и для экранных искусств.

Часть этих вопросов  решать, создав режим наибольшего благоприятствования для всех форм дополнительного художественного образования. Каждый ребенок должен иметь возможность бесплатно посещать разные кружки и студии, задерживаться или менять их, без всякой привязки к заработной плате педагога.

Создавать в экологически благоприятных местах доступные Центры творчества, где сменные группы детей со всей России занимались бы разными видами искусства под руководством квалифицированных педагогов.

Конкретных предложений может быть много, но сейчас необходимо принципиальное политическое решение. Спасение гуманитарно-художественного образования – это спасение наших детей, общества и государства от  вырождения и исчезновения с культурной карты мира. А, значит, и с карты вообще.

Комментарии

Согласен с автором во многом.На мой взгяд, первостепенной задачей образовательной системы должно быть – формирование ЧЕЛОВЕКА,и только потом формирование СПЕЦИАЛИСТА.

Мне могут возразить,что так оно и есть.Согласен,но всё это – «желамое»,оно не стало «действительным».Посмотрите вокруг – у нас море(много) «хороших специалистов»,но мало «хороших людей» и их становится меньше.Ведь коррупция, халатность,вседозволенность не возникают из «ниоткуда»– «корни» этих явлений идут из ЧЕЛОВЕКА.

Всё имеет НАЧАЛО и КОНЕЦ, и этот факт устанавливает последовательность,которую мы называем «причинно-следственная связь».

Это подтверждают многие примеры из жизни человека.Например,сначала человек осваивает «образы»–«мама»,»папа»,»брат»,»сестра» и так далее,и только потом»образы действия»–«взять»,»дать»,»любить»,»ненавидеть».
И именно эта последовательность важна!!!
Ведь если ВОВРЕМЯ ребёнку объяснить что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ,то «взять» и «дать» перейдут в «права и обязанности».

Если ВОВРЕМЯ объяснить,что это стороны «одной медали»  и также «неразделимы»как «душа и тело»,как «голова с туловищем»,мы объясним ребёнку что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Ведь если ребёнок на первое место будет ставить «взять» мы получим ЖАДНОСТЬ,КОРЫСТОЛЮБИЕ,ЭГОИЗМ,а если «дать»–ЩЕДРОСТЬ,БЕСКОРЫСТИЕ,КОЛЛЕКТИВИЗМ.
Может быть в этом состоит задача УЧИТЕЛЯ?
Может быть с этого надо начинать ОБУЧЕНИЕ?
И если по каким-то причинам этому не научили в «семье»,то для этого существуют такие общественные институты как «дошкольные учреждения» и «школа»,ведь мы,ОБЩЕСТВО,хотим жить в мире,где правят ЩЕДРОСТЬ,а не ЖАДНОСТЬ,ЛЮБОВЬ,а не НЕНАВИСТЬ.
Поэтому и программы обучения должны начинаться с «формирования личности»,а «учение» заключаться  не просто в умении «читать» и «писать»,не в простом заучивании «фактов» и «мнений»,а в умении выделить «правильные» и отбросить «ошибочные».

Поэтому и нужны СТАНДАРТЫ,установленные обществом и определяющие ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и НАБОР ЗНАНИЙ для каждого периода развития человека.

Аватар пользователя Скобликов Евгений

Уважаемый админ!

Пишу не по данной теме потому-что не нашёл контактов обращения по вопросам работы сайта.

Я дал ссылку на свою работу «Основы
реформирования денежно-банковской системы»
,
опубликованную на вашем сайте 18.10.12, но когда сам прошёл по ссылке, то обнаружил, что кроме заголовка самой статьи нет! Почему? Просьба сообщить мне о причине исчезновения на мой почтовый адрес eas-eik@mail.ru

Аватар пользователя va

Уважаемый Евгений!

Поскольку admin, возможно Вам не ответит, поясняю: по техническим вопросам работы сайта обращайтесь по адресу alternativysite@gmail.com. Чтобы его увидеть, надо прокрутить любую страничку вниз до упора, и тогда внизу справа Вы и увидите этот адрес.

Исчезновение информации блоггеров на сайте замечалось не только Вами, но и многими другими. В том числе я сам чуть было не удалил одну из своих тем в блоге, хотя у некоторых пропадали и перечени всех тем целиком. На мой взгляд, причина в кособокости программного интерфейса (диалога машины с пользователем), невыдачи им предупреждений при попытке выполнения необратимых операций, в несоотвествии названий кнопок в инструкции и на самих кнопках. Я уже писал об этом на форуме, но кто-то из участников, если не путаю, ответил в том смысле, что дареному коню в зубы не смотрят, жри и будь доволен тем, что дают. В общем, всё по-старому. Поэтому будьте внимательнее сами! Вы знаете, кто должен спасать утопающих.

В.Архангельский

Аватар пользователя va

Вопрос поставлен жестко, без витиеватостей. 

И с болью за будущее нашего общества. С требованием (или призывом) к властям выкроить тот минимум, который должен быть направлен на формирование надежных, способных и стремящихся созидать (а не разрушать и не разворовывать) когорт молодежи, вступающих во взрослую жизнь, в жизнь страны. С точки зрения педагога, с точки зрения психолога, с точки зрения гражданина России.

С болью, потому что, к сожалению, пока всё делается с точностью до наоборот. Во всяком случае именно так это выглядит снизу. За минуту балагана бунтарки бабы Пусси Райот получают по два года лишения свободы; хищения миллиардов (которые можно было бы направить на цели, названные Мелик-Пашаевым) ворюгам сходит с рук, максимум, что им грозит – увольнение в отставку. Таково сегодняшнее полицейское правосудие.

Целиком поддерживаю Открытое письмо Мелик-Пашаева как гражданин России, который хотел бы, чтобы и у его внуков была перспектива употребить свои способности на своей родине, а не на чужбине. Поддерживаю и как социолог, который исследует социальную диалектику современного общества и убежден, что у России нет иного шанса не сгинуть, а остаться на мировой арене в качестве успешного, значимого, авторитетного общества, кроме опоры на общенациональные интересы страны и на неклассового социального носителя этих интересов.

В.Архангельский

Аватар пользователя Совок

   Ужас происходящего в России в невежестве докторов педагогических и других социологических «наук,» не имеющих никакого понятия ни о педагогике, ни о человеке.  Они никогда не слыхали о Дарвине, и по их методике вырастают к 12 годам вместо людей невменяемые обезьяны.