Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Нетривиальное чтиво

Русский

статья написана для одного московского журнала, но в силу определенных причин не увидела свет в 2004 году, однако, думается, что она во многом по-прежнему актуальна


 


Нетривиальное чтиво:


что и как читает провинциальная левая молодежь.


 


 


В начале 90х годов, когда на просторах развалившегося Советского Союза шло активное строительство разного рода компартий, начали возникать и молодежные левые организации, либо связанные идейными узами с какой-то из многочисленных компартий, либо возникавшие под влиянием идей новых левых или троцкистов с запада. Правда, не надо думать, что новые молодежные левые организации в России возникли сразу после распада СССР на пустом месте – их зачатки были и раньше, но в основном в крупных, столичных городах, теперь же они стали создаваться почти повсеместно и в провинции.


В Ярославской области первой молодежной левой организацией постсоветского периода стал РКСМ, возникший в середине 90х годов во всех крупных городах области (Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Переславль и т.д.). После ряда расколов и трансформаций на его основе образовались областные отделения РКСМ(б) и СКМ РФ. Опять же, из-за ряда внутренних и внешних факторов ярославская областная организация РКСМ(б) совместно с несколькими другими региональными организациями вышла из состава РКСМ(б) в мае 2003 года. Ими была основана новая организация, получившая название «Революционная Альтернатива», которая, в отличие от про-РКРП-шного РКСМ(б), придерживается в целом антисталинистской линии с явным креном в идеи новых левых и геваризм. Надо отметить, что социальный состав членов ярославской «РевАльтернативы» ярко диссонирует с составом членов других левых молодежных организаций, существующих в Ярославле – «Социалистическое Сопротивление» (КРИ) и различных анархистских групп, делящихся на сторонников двух основных всероссийских анархистских объединений – «Автономное Действие» и «Ассоциация Движений Анархистов». Если троцкисты и анархисты в подавляющем большинстве студенты, либо аспиранты ВУЗов, то члены «Революционной Альтернативы» — на 90% рабочие крупных промышленных предприятий, что, надо сказать, для современной России довольно редкое явление. В городе Тутаеве, известном своими рабочими выступлениями середины-конца 90х годов 20 века, «Революционная Альтернатива» насчитывает около двух десятков членов и сторонников (что для города с населением 45 тыс. человек по современным понятиям немало), а также имеется довольно много поклонников становящейся все более популярной в неформальной среде города группы «Рабочий Квартал», играющей альтернативную музыку с жесткими социальными текстами.


Появление и существование молодежных левых организаций было бы невозможно при отсутствии идейно-культурных ориентиров. Такими ориентирами в нашем случае было историческое наследие большевиков и (возможно в большей мере) опыт как чисто теоретический, так и практический, наработанный деятелями левого движения в середине и второй половине 20 века (прежде всего идеи так называемых западных новых левых 60-70 годов). Однако, доступ к большей части теоретических разработок левых авторов второй половины 20 века у большинства российских последователей (особенно в начале-середине 90х годов, то есть времени формирования и появления большинства современных молодежных левых организаций России) был заметно ограничен. Если литературное наследие большевиков еще в значительной мере сохранялось даже в общедоступных библиотеках, или, по крайней мере, в личных коллекциях (несмотря на все чистки и изъятия, можно было найти, например, всего Троцкого), то работы большинства западных левых теоретиков второй половины 20 века найти было крайне трудно хотя бы даже по тому, что они в подавляющем большинстве своем очень жестко критиковали советский строй и поэтому, естественно, в СССР не печатались и были известны довольно узкому кругу интеллектуалов и, опять же, в основном в Москве и других крупных городах. В провинции же о них знали лишь понаслышке. Тем не менее, активисты молодежных левых организаций и левые интеллектуалы, испытывая насущную необходимость получения современных зарубежных теоретических источников, пытались справиться с проблемой их получения различными путями (переводы, затем самиздат). Очень большую роль в популяризации современной левой литературы сыграл Интернет, в котором за довольно короткое время появилось очень много подобных источников. Ярославские комсомольцы (как, наверное, и члены других молодежных левых организаций), пользуясь бесплатным доступом в Интернет в ВУЗах, скачивали оттуда и затем размножали небольшими тиражами работы, например, Че Гевары, Карлоса Маригеллы, субкоманданте Маркоса и других. Кое-что печатали также и многочисленные периодические молодежные издания радикального левого спектра, попадавшие в различные регионы страны, например, «Бумбараш», «Трава и Воля», «Автоном» и т.д.


Конечно, для провинции источником всех новшеств и прогресса всегда были столицы, так же случилось и с доступом провинциальной левой молодежи к современной левой литературе. Чаще всего такая литература (не самиздат, а настоящие типографские издания) поступала в провинциальные города из Москвы и Питера. Многие левые активисты, во время поездок на различные акции в Москву из Ярославля или Тутаева старались приобрести по возможности что то из новинок радикальной левой литературы и привести для ознакомления своим товарищам.


На рубеже веков ситуация с изданием современной антибуржуазной литературы и ее доступностью в провинции стала меняться к лучшему. То есть она вообще появилась как таковая – доступная (в большинстве своем) по цене и разнообразная. По мере развития книжного рынка и появления крупных книготорговых компаний, возникло больше возможностей сделать покупку практически любой новой книги, изданной в России (в том числе и современную левую литературу на русском языке) даже в отдаленных от центров регионах. Теперь, например, молодому троцкисту или анархисту из Ярославля совсем не обязательно ехать за литературой в Москву или просить кого-то купить какую-то книгу во время пребывания в столице, можно просто придти в один из книжных магазинов в родном городе и купить то, что нужно. Конечно, той книги, которая нужна, может в магазине и не быть в данный момент, однако, ее можно просто заказать и через неделю стать ее владельцем. В Ярославле есть минимум два магазина, где можно осуществить подобную покупку: первый это крупный магазин, филиал книготорговой сети «Топ-книга», второй – частный магазинчик, владелец которого имеет более-менее прогрессивные по нынешним меркам взгляды и не считает зазорным выставлять на продажу литературу, пропагандирующую антибуржуазные взгляды. Появление доступной и разнообразной современной левой литературы, как российской, так и зарубежной на прилавках многих книжных магазинов можно считать значительным шагом в формировании настоящего левого движения в России и одним из важных факторов существования и расширения левой контркультурной среды в российском обществе. Теперь не только узкая тусовка левых интеллектуалов сможет прочесть, например, новую книгу Валлерстайна или Хомского, но также люди более далекие от политики, те, например, кто интересуются политологией, международными отношениями и т.п. Это, конечно, далеко не большинство населения страны, но, тем не менее, аудитория гораздо более обширная. Подобные наблюдения мне приводил, руководствуясь собственным практическим опытом, один из продавцов магазина сети «Топ-книга», по совместительству член «Социалистического Сопротивления». Он, как активист одной из левых организаций города, знает большинство членов других движений либо лично, либо, по крайней мере, в лицо (все дело в относительной их немногочисленности). По его словам большую часть антибуржуазной литературы в его магазине покупается незнакомыми ему людьми, в основном молодежью и, в меньшей степени, различными интеллигентного вида людьми среднего возраста (видимо преподаватели ВУЗов и т.п.).


В настоящее время современную левую литературу в России издают несколько издательств, прежде всего это «Ультра.Культура», «Праксис» и «Гилея», причем, ситуация на рынке левой литературы, можно сказать, кардинально изменилась с появлением издательства «Ультра.Культура». В отличие от других левоориентированных «Праксиса» и «Гилеи», оно выпускает также и художественную литературу. Резко выделили и придали большую известность этому издательству – публикации книг, содержащих очень широкий спектр современной радикальной политической мысли, таких как, например, двухтомник «Антология современного анархизма и левого радикализма», «Аллах ненавидит Америку», «Революционное самоубийство» Хьюи Ньютона и многие другие. Из книг, изданных «Гилеей» наибольшей известностью и спросом пользуются «Субкоманданте Маркос. Другая революция. «Сапатисты против нового мирового порядка», «Сопри эту книгу» Эбби Хоффмана. Издательство «Праксис» выпустило в свет воспоминания известного троцкиста В.Сержа «От революции к тоталитаризму. Воспоминания революционера». Очень популярны также изданные этим же издательством работы Ноама Хомского. Помимо современных авторов происходит переиздание работ представителей франкфуртской школы (таких как Фромм, Маркузе, Адорно), изданы также Д. Лукач, Ги Дебор и даже Энгельс.


Такой, можно сказать, очень значительный рост издания левой и антисистемной литературы и ее общедоступность, видимо, насторожили особенно оголтелых защитников капиталистических ценностей, которые посчитали подобный факт недопустимым, особенно в свете ведущейся во всем мире «борьбы с международным терроризмом». Сам факт существования радикальной левой литературы и, вообще изданий, предлагающих взгляд на мир и историю радикально альтернативный существующим официально установленным шаблонам и заставляющих людей сомневаться в положениях государственной пропаганды, показался не допустимым некоторым высшим государственным чиновникам, особенно в свете надвигающейся реформы образования, направленной на тотальное снижение интеллектуального уровня большей части населения страны. А раз такая литература вредна и мешает государству проводить свои планы по сознательной дебилизации населения, то ее нужно запретить. Что, в общем-то, уже и стало происходить. Да-да, в нашей стране вновь стали запрещать книги. На этот раз непримиримыми борцами с вредным чтивом выступили Госнаркоконтроль и ФСБ. Под «благовидным» предлогом борьбы с пропагандой наркотиков они предложили изъять из продажи 18 книг различных издательств. Главной мишенью стала скандально известная «Ультра.Культура» пожалуй, единственное в России литературно-политическое издательство явно оппозиционное власти. Чисто бюрократический подход к решению вопроса привел к тому, что среди запрещенных оказались авторы с мировой известностью (Т. Вульф, И. Уэлш.), а также книги, не имеющие никакого отношения к пропаганде наркотиков, но идеологически противостоящие нынешнему политическому режиму («Антология современного анархизма и левого радикализма», «Аллах не любит Америку»). Понятно, что победить наркоманию не просто, так как для этого надо решить ряд социальных проблем (достойная работа и жилье для молодежи и трудящихся и т.д.). Все это не входит в планы нелиберальных «реформаторов», им проще имитировать борьбу с наркотиками, чем решать социальные проблемы, ведущие к наркомании. Попутно они пытаются устранить из издательского бизнеса возмутителей спокойствия из «Ультра.Культуры» и создают феномен, при котором крупные книготорговые компании будут задумываться, брать ли им на реализацию ту или иную книгу, и не навлечет ли это на них гнев карательных органов. Данное событие вполне закономерно в условиях наступления политической реакции, которая сопровождается пропагандой консервативных моральных ценностей. Однако история наглядно демонстрирует всю беспомощность подобных попыток в прошлом, настоящее не исключение. Уже сейчас в левой молодежной среде модно стало козырнуть, что, например, кто-то успел приобрести «Антологию современного анархизма и левого радикализма» до запрета на ее продажу и теперь является владельцем настоящей запрещенной книги. Хорошо еще, что книги у нас пока не приравнивают к наркотикам и за хранение подобной литературы не дают тюремных сроков. Хотя от защитников неолиберального «рая» можно ожидать чего угодно, учитывая весь их цинизм и ненависть к роду человеческому. Может быть, будут и сажать за книги, как при царе. Однако, потребности, если они в чем-то существуют, должны удовлетворяться, хотят этого представители «сильных мира сего» или нет. То же относится и к запрету книг. Пока есть культурная среда, для представителей которой одной из основных потребностей является формирование и поддержание независимого взгляда на окружающий мир, самостоятельный анализ этого мира, не зависимо от желаний на то лиц, узурпировавших права на владение этим миром, будет существовать и «нежелательная» литература и другие источники информации, а также и получение этих знаний любым путем.


 


 


 


Р. Чапас. 2004г.

vote_story: 
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’

Комментарии

Что означаетлевая молодежь?