Вы здесь
ЛЕОНИД ГРИГОРЬЕВИЧ ИСТЯГИН
ЛЕОНИД ГРИГОРЬЕВИЧ ИСТЯГИН -
ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ГУМАНИСТ.
ТАКИМ ОСТАНЕТСЯ ДЛЯ НАС НАВСЕГДА!
Утром 2 января 2018 года оборвалась жизнь Леонида Григорьевич Истягина – настоящего Ученого-гуманиста и нашего дорогого Друга, верного Товарища, члена редколлегии журнала «Альтернативы».
Редкой породы был Человек!
С ним всегда было умно и просветлённо:
от его глубокой убежденности при отстаивании принципа миротворчества, причем не абстрактного, а с конкретно-исторических позиций и в вопросах, далеких от темы мира, будь то стратегия германского империализма на Среднем Востоке или же русско-германские противоречия накануне Первой мировой войны;
от диалектического подхода в понимании исторических процессов: «Если учесть, что согласно самому классическому марксизму, полноценный социализм не мог победить в одной, отдельно взятой, тем более в такой сравнительно отсталой, недостаточно капиталистически развитой стране, как Россия, то естественно ставить вопрос не о том, почему Советский Союз развалился, а о том, почему, за счет каких ресурсов, он так долго просуществовал, так много совершил, прежде чем освободить от себя историческую арену»;
от четкости в понимании сущностного различия между такими понятиями, как «Диктатура пролетариата» и «тоталитаризм»: «Реально «диктатура» в ленинском исполнении оказалась с самого начала введенной в ограничивающие общедемократические рамки…Во всяком случае, строй, возникший в период, предшествующий развязыванию гражданской войны (октябрь 1917 – лето и осень 1918 г.), не соответствовал ни одному из указанных выше признаков тоталитаризма. Получив власть в результате октябрьского восстания, фактически носившего характер внесиловой манифестации, большевистская партия сразу же согласилась разделить ее с партией левых эсеров. Сложившаяся в ноябре 1917 г. двухпартийная коалиция имела неплохие шансы на расширение за счет других политических сил, тем более что общую массовую политическую базу обеих партий составляли в первое время вполне жизнеспособные Советы, в которых на среднем и высшем уровнях были представлены практически все общественные течения, вплоть до актива бывших земств и иных структур самоуправления, хотя они уже не идентифицировали себя с проигравшими в центре партиями»;
от теоретической принципиальности, никогда не допускающей в угоду политической конъюнктуре методологической суеты: «Октроированная в конце 1993 г. авторитаристская конституция и проведенные на ее основе выборы юридически завершили кровавую практику переворота 4 октября. В стране установился псевдопарламентский государственный строй с господством плутократии и бюрократии, с перспективой его перерастания в тоталитарную модель личной диктатуры. Для этого невероятные полномочия президента, зафиксированные в конституции, открывали легальные возможности»;
от глубокой убежденности в том, что без низовой демократии, новых социальных движений не может быть перспективы прогрессивного развития человека и страны, особенно в условиях господствующего сегодня тоталитаризма глобализации: «Общественным движениям в их совокупности предстоит огромная работа по расчистке почвы от неолиберальных прокапиталистических идиологем, существенно осложнивших демократические преобразования в ряде стран СНГ, прежде всего, в России».
Леонид Григорьевич обладал редчайшим по сегодняшним временам качеством – видеть, слышать и понимать Другого как Иного. Потому и читателем он был редчайшим: читал постоянно и не только «своих», но и оппонентов. И не только для того, чтобы познать, а еще больше – понять все стороны баррикад, но со своей – по-марксистски гуманистической – позиции.
Не оценить, но прежде понять и помочь – вот что составляло суть его нравственного закона.
Именно таким – вдумчиво-критичным, взыскательным и готовым помочь – был Леонид Григорьевич Истягин в редколлегии нашего журнала, наших «Альтернатив». Он приносил с собой тепло и свет, легкость и глубину, улыбку и серьезность. С ним талантливо работалось и его место в нашем коллективе уже никто не восполнит…
А какое же интеллектуальное удовольствие было слушать, беседовать и учиться у него, постигая и его энциклопедические знания, и ход его мышления, и культуру его бережного отношения к другому человеку.
Леонид Григорьевич был настоящим Гуманистом, ибо был Человеком поступка. Его научное и культурное наследие остается с нами, делая вызовы уже нам.
НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ
Леонид Григорьевич Истягин в 1954 г. закончил исторический факультет МГИМО МИД СССР.
С 1961 г. работал в ИМЭМО (сегодня – Национальный исследовательский институт Мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН).
В 1961–1981 гг. являлся заведующим отделом Европы, затем отделом международных отношений в редакции журнала «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО), с 1976 г. – заместителем главного редактора МЭиМО.
С 1981 г. – ведущий исследователь Отдела международных организаций ИМЭМО, где специализировался на изучении антивоенных, а также природозащитных и иных «новых» социальных движений.
С конца 1970-х гг. систематически участвовал в акциях антивоенного движения, в том числе по линии Советского Комитета защиты мира – в СССР и за рубежом (в ФРГ, Западном Берлине, Швейцарии, Дании, Чехословакии), особенно в период «ракетной кампании». Активно способствовал установлению и поддержанию контактов с христианскими, левыми и другими пацифистами, молодежными и студенческими организациями, зарубежными центрами по исследованию проблем мира.
С 1990 г. работал в качестве ведущего и главного научного сотрудника в Институте мира РАН (в дальнейшем преобразованным в подразделение ИМЭМО РАН), в группе исследования мира и конфликтов Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН.
С 1994 года член редколлегии журнала «Альтернативы».
С 2011 г. – ответственный редактор периодического издания ИМЭМО «Пути к миру и безопасности».
Автор и соавтор около 400 работ научно-академического и просветительского характера.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
-
Отвергая логику капитала.
-
Пацифизм Октября.
-
Дихотомия войн и революций в реалиях эпохи глобализации
-
Мирное движение перед вызовами истории.
-
Перспектива метаимпериалистического миропорядка и актуальные задачи новых социальных движений.
-
События октября 1993г. и неосоветская модель демократии.
-
В мирополитическом измерении.
-
Социально-политическая модель брежневского режима (1964-1982): потенциал и векторы модификации.
-
О тоталитаризме и глобализации.
-
Мирное движение и “антиглобализм”.
Эти работы можно прочесть на сайте «Альтернативы»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1584 просмотра
Версия для печати