User login

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Languages

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

You are here

Основные тезисы выступления участников семинара

Russian

Основные тезисы выступления участников семинара

 

В.Г. Арсланов

Критика Д. Лукачем сталинизма за преобладание тактики над стратегией. Философская суть этого метода парадоксально совпадает с идеалистической диалектикой, которая конструирует результат, исходя из саморазвития первоначального чисто умственного содержания (абстрактно). Материалистическая диалектика Маркса и Ленина прямо противоположна идеалистической, которая основана на движении к конкретному результату как продукту конкретной действительности, необходимой активной частью, которой в обществе является сознательная деятельность человека.

Вопрос о преобладании тактики над стратегией в современном левом движении (на примере альтерглобалистского движения).

Л.А.Булавка

В выступлении было показан генезис советской культуры, а именно то, что советская культура является результатом диалектического снятия революционного социального творчества 20-х гг., его идеальным.

Более того, автор показал, как разотчуждение (принцип деятельностного преодоления отчуждения) является не только исходным отношением советской культуры, но и становится ее конкретным всеобщим, определяя

  • содержание (противоречия) общественного идеала,

  • художественный метод освободительной тенденции - соцреализм,

  • сущность Нового человека

Кроме того, в выступлении была показана еще и диалектика превратных форм советской культуры как результат отказа от диалектики.

 

А.В.Бузгалин

В выступлении показана необходимость использования метода восхождения от абстрактного к конкретному при исследовании социальных процессов. Лишь прослеживая существенные закономерно формирующиеся и разрешающиеся противоречия общественных систем, можно выделить закономерности генезиса, развития и заката, диалектику рождения и снятия. Таким методом ныне не «принято» пользоваться, но именно разработка важнейших достижений Э.В.Ильенкова могут и должны активно использоваться в XXI веке.

 

Г.Г. Водолазов

В своем выступлении профессор Г.Г. Водолазов охарактеризовал особенности той системы воспитания и образования, которую назвал «Школой Ильенкова».

«Если распространенный ныне тип обучения, — сказал он, — можно охарактеризовать как «образовальщину», формирующую главным образом людей не творческих, исполнителей, приучаемых действовать по шаблону, то школа Ильенкова, следуя сократовским традициям можно назвать «мыслильней», где формируется человек-творец. А уроки Ильенкова можно назвать уроками творчества, нравственности и свободы».

 

А.И.Колганов

В своем вступлении автор подчеркнул, что диалектика не может применяться как некий набор инструкций — необходимо проникать в диалектику реального объекта, развивающегося от своего элементарного генетически-всеобщего (абстрактного) бытия ко всему многообразию проявлений. Лишь этот процесс развития вплоть до гибели есть конкретное — результат и онтологический, и гносеологический.

 

Лобастов Г.В.

Иного способа, кроме деятельного разворачивания предмета, обнаружения его предельного основания и удержания через это основание всех его наличных и возможных форм, постичь диалектику как отвлеченную универсальную способность, выраженную в теоретической форме науки логики, нельзя. Рефлексия всеобщих способов связывания исторически развивающихся определений предмета способна обнаруживать (и одновременно полагать в свое собственное основание) универсальный диалектический схематизм, который в реальной познавательной практике может осуществляться только как всеобщая способность движения в особенном материале, как способность воспроизведения сути реально-эмпирических вещей в теоретической форме.

 

 

Науменко Л.К.

«Наращивание эвристического потенциала диалектики предполагает и конкретизацию, и переосмысление идей самой диалектики.

В выступлении поднимались три проблемы:

  • фиктивной реальности,

  • формализации,

  • «нелинейной» логики!.

 

Б.Ф. Славин

Диалектика всегда была революционной теорией. Сегодня марксизм боятся этой революционности. Диалектика еще раз подтверждается современными кризисами. Возможным революционным выходом из ситуации.

Ленин говорил о материалистическом прочтении диалектики. Например, понятие «свободы» нельзя понимать как только познанная необходимость, основанная на познании, но и как преодоление препятствий, власть над обстоятельствами и отношениями. Практическое преодоление препятствий проявляется в конкретном. Ленин мог видеть в единичном опыте всеобщее. Это единичное он находил в опыте масс.

К сожалению, мы не изучаем диалектику по Ленину, поэтому не можем сегодня анализировать ситуацию. Левые не имеют такой теории.

 

Г.А. Багатурия

 

Основной философский вопрос у Маркса и Энгелься о том, что бытие определяет сознание. Взаимодействие между бытием и сознанием. Однако при известных обстоятельствах сознание будет определять бытие. Обратное влияние сознание на бытие связано с практикой, с пониманием I Тезиса К. Маркса о Фейербахе. Практическая деятельность показывает, что вещь в себе познаваема.