КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕНЕЗИСА

Проект «ШАГИ РЕВОЛЮЦИИ»

 

ФАКТЫ КУЛЬТУРНОЙ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ,

из статьи Л.А.Булавка

«КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕНЕЗИСА», опубликованной в книге

«ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА: ВЫЗОВЫ ДЛЯ XXI ВЕКА»

(под ред. А.А.Сорокина). М. 2009. С. 284-387.

 

РАЗВИТИЕ НАУКИ В ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ

«Огромные творческие преобразования происходили в этот период и в сфере культуры и научной политике. Вот лишь некоторые примеры этого.

  • Май 1919 г. Петроград. Начинают работать первые, созданные после Октябрьской революции академические институты: Российский институт физико-химического анализа (во главе с академиком Н.С. Курнаковым) и платиновый (во главе с профессором Л.А. Чугаевым)1.

  • 15 ноября 1918 г. Петроград. Учреждается Институт живого слова2.

  • 15 декабря 1918 г. Петроград. Коллегия Наркомпроса принимает решение о создании Оптического (ГОИ) и Керамического государственных институтов3.

  • Январь 1919 г. Петроград. Начинает работать Государственный рентгенологический и радиологический институт (директор М.И. Неменов)4.

  • 6 мая 1919 г. Учреждается Российский научно-химический институт в Москве5.

  • 18 июня 1919 г. Учреждается Государственный гидрологический институт 6.

  • Январь 1920 г. При Оптическом институте начинает работать Атомная комиссия в составе Д.С. Рождественского, А.Н. Крылова, И.Ф.Иоффе и других 7.

  • 10 марта 1921 г. СНК издает декрет об учреждении при Наркомпросе плавучего Морского института для всестороннего и планомерного исследования северных морей 8.

  • 16 января 1922 г. Научно-техническая секция ГУС принимает решение об учреждении Государственного радиевого института во главе с академиком В.И. Вернадским 9.

  • 17 сентября 1922 г. Торжественное открытие Государственного института театрального искусства (ГИТИС) 10.

  • 16 февраля 1920 г. КЕПС создает особый комитет для порайонного исследования и описания естественных богатств страны. Председатель комитета – академик А.Е.Ферсман11.

  • 2 декабря 1918 г. Петроград. На заседании КЕПС обсуждается вопрос об организации научных экспедиций для обследования залива Кара-Богаз-Гол и калиевых месторождений Соликамского края 12.

  • 30 ноября 1921 г. Петроград. Радиевый завод, организованный Академией наук, получает первые высокоактивные препараты радия из отечественного сырья13.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ

 

«Если в дореволюционной России было 16316 культурно-просветительных учреждения (в данном случае не рассматривается социальный характер заведения и его качество), то в 1919 г. (и это в период Гражданской войны, когда Советская власть контролировала только половину территории России) их стало 90 970 , а в 1920 г. – уже 94 745»14.

 

«А вот ряд других примеров, показывающих разнообразный спектр направлений деятельности большевиков уже непосредственно в области самой культуры.

  • 6 мая 1918 г. Петроград. Открывается вторая выставка картин общества имени А.И. Куинджи. Экспонируются 385 произведений 55 художников15.

  • 30 мая 1918 г. Постановление СНК «О запрещении вывоза за границу картины Боттичелли (тондо), принадлежавшей кн. Е.П.Мещерской16, которая была передана в Румянцевский музей, а позднее – в Музей изобразительных искусств.

  • 20 августа 1918 г. А.М. Горький, А.Н. Тихонов, З.И. Гржебин и И. П. Ладыжников заключают между собой договор об организации издательства «Всемирная литература» 17.

  • 1 августа 1918 г. Москва. Постановление коллегии Наркомпроса о выдаче средств собирательнице русских народных песен А.И Третьяковой на организацию фольклорной экспедиции 18.

  • 5 октября 1918 г. Выходит Постановление СНК «Об отпуске 5 млн. руб. Наркомпросу и о запрещении продажи школам и просветительным организациям учебников на коммерческих началах»; Постановление СНК «Об освобождении всех зданий, принадлежащих учебным заведениям и занятых учреждениями других ведомств» 19.

  • 17 ноября 1918 г. Петроград. Торжественное открытие памятников Гейне у здания Петроградского университета20.

  • 29 июля 1919 г. Москва. Декрет СНК «Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях»21.

  • 22 декабря 1919 г. В.И.Ленин выносит предложение о разработке в короткий срок инструкции об использовании церковных помещений под школы22.

  • Петроград. 13 апреля – 29 июня 1919 г. В 17 залах Дворца искусств (бывший Зимний дворец) работает первая государственная свободная выставка произведений искусства. Представлено 1826 картин 299 художников23.

  • 13 августа 1922 г. А.В. Луначарский получил подлинник дела Отдельного Кавказского корпуса за 1841 г. об убийстве на дуэли М.Ю. Лермонтова. Материал доставлен прибывшим на XII Всероссийскую конференцию РКП (б) начальником политотдела Отдельной Кавказской Армии т. Лисовским, купившим документы из частных рук24.

  • 29 июня 1920 г. Ленин пишет записку Е.А. Преображенскому в секретариат ЦК РКП(б) по вопросу об издании переводов лучших новых экономических работ и сочинений материалистов XVII - XVIII вв.25

  • 21 августа 1924 г. В день столетия ссылки А.С.Пушкина в селе Михайловское открыт Пушкинский заповедник26.

  • 18 сентября 1924 г. Впервые за 100 лет существования Публичной библиотеки производится ее полная художественная реставрация27».

«Большевистское правительство пыталось решить проблему не только материальных условий интеллигенции, но и вопрос, связанный с возможностями ее творческой реализации. Именно поэтому оно занимается налаживанием системы научных и учебных заведений. Так, например, в самый разгар Гражданской войны, в 1919 г. была учреждена Академия наук Украины. В это же время создаются театр Вахтангова, ТЮЗ, издательство “Всемирная литература”» и др.

 

«Вот что об отношении Советской власти к деятелям культуры в 1920-е гг. зло, но искренне писал А.Терне: “Учитывая огромное психологическое значение зрелищ для народа, большевики на первых порах приняли театры под особое покровительство, создав им коммунальную няньку в лице Луначарского. Благодаря этому, артисты все время находятся в более благоприятных условиях, чем остальное население советской России и этим обстоятельством объясняется, почему в Совдепии до последнего времени сохранилось много артистических сил”28».

 

МИРОВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРИЗНАЕТ УСПЕХИ

КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ

 

«Содержание, новизна, темпы и результаты культурных преобразований, проводимых большевиками в 1920-е гг. – все это обращает на себя внимание и со стороны мировой культурной общественности. Вот лишь некоторые примеры.

  • 14 апреля 1923 г. Директор Петроградской консерватории А.К. Глазунов избран почетным членом Берлинской академии наук29.

  • 26 июня 1923 г. Публикуются письма известного германского дирижера Густава Брехера, гастролировавшего в Москве Наркому просвещения А.В. Луначарскому и Государственному институту музыкальной науки, в которых выражалось восхищение высоким уровнем художественной жизни в Советской России30.

  • 9 ноября 1923 г. Издательские и научные организации Франции возбудили вопрос об устройстве в России выставки французской научной книги 31.

  • 12 ноября 1923 г. Альберт Эйнштейн по радиотелефону приветствует Советскую Россию32.

  • 8 декабря 1923 г. Известная французская ученая Мария-Склодовская-Кюри выразила пожелание ознакомиться с работами советских ученых Рентгенологического и Радиологического институтов33.

  • 22 июля 1924 г. Иностранная печать отмечает большой успех советских экспонатов книг, представленных на международных выставках книги: дважды в Лейпциге, а также в Вене, Праге, Гельсингфорсе34.

  • 23 июня 1922 г. Вернувшись из Флоренции, организаторы русского отдела на международной книжной выставке (7 мая 1922 г. открылась выставка) И.И. Ионов и И.Д. Галактинов свидетельствуют о большом успехе отдела, ставшего центральным местом выставки. Советская Россия получила приглашение участвовать в Международном книжном комитете по восстановлению международной книжной торговли и обмена изданиями35.

  • Ранее 15 февраля 1923 г. Устанавливаются связи с Международной конфедерацией музыкантов (Брюссель)36.

  • 17 января. 1925 г. Французские ученые (Ж. Ренар, П. Буайе, Ж. Легра, А. Олар и др.) приветствуют русскую науку в лице члена–корреспондента Российской Академии наук Е.В.Тарле37.

  • 7 июля. 1925 г. Сообщается о приезде директора Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке профессора Башфорта Дина для ведения переговоров о культурном обмене38, а также членов Скандинавского музейного конгресса. Цель приезда – осмотр и изучение ленинградских музеев39.

  • 3 сентября 1925 г. В Брюсселе конгресс Парижского Интернационала работников просвещения признал большие заслуги советской школы в деле воспитания подрастающего поколения40.

  • 15 июня 1926 г. Член-корреспондент Е.В.Тарле избирается действительным членом Нью-Йоркской Академии наук41.

 

ОТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ К СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ:

ПРОТЕСТ И СОТРУДНИЧЕСТВО

 

 

В начальный период Октябрьской революции (октябрь 1917 – весна 1918 г.) большая часть интеллигенции отказывалась работать с Советской властью. Не так много нашлось тех, кто как А.А.Блок, отвечая на вопрос анкеты газеты “Эхо”: “Может ли интеллигенция работать с большевиками”, в 1918 году ответил: “Может и обязана… Интеллигенция (имеется в виду лучшая демократическая часть – Л. Черепнин) всегда была революционна. Декреты большевиков – это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки42.

Период с октября 1917 до весны 1918 г. в целом же отличался активным и пассивным саботажем со стороны интеллигенции. Например, на общем собрании членов Академии союза Петрограда 26 октября 1917 г. года был принят “Протест Академии союза» с призывом не поддерживать советскую власть”43. Другой пример: саботаж учителей с осени 1917 до весны 1918 г. привел к тому, что текущий учебный год реально для учеников был потерян.

Но уже в январе 1918 г. начались переговоры, иногда переходящие в деловой диалог, как это было, например, между Наркомпросом и той же Академией союза Петрограда. А уже с весны 1918 г. начали устанавливаться деловые отношения между органами власти и прежними структурами (ее отдельными представителями). Но с наступлением НЭПа опять началось обострение этих отношений44.

И все же среди интеллигентов немало было и тех, кто все-таки принял новую власть, по крайней мере, в ее начальном проявлении. Почему? Что привлекло целый ряд деятелей культуры (В.Брюсова, Л.Собинова, В.Кандинского, И.Грабаря, А.Блока, В.Мейерхольда и многих других), сделавших себе имя еще до революции, пойти на диалог с Советской властью?

 

Посмотрим опять на некоторые факты.

  • Март 1918 г. Петроград. А.Блок приступает к работе в Петроградском театральном отделе Наркомпроса в качестве председателя репертуарной секции45

  • Апрель 1918 г. Избирается Коллегия по делам изобразительных искусств, куда входят С.Коненков, К.Коровин, П.Кузнецов, П.Кончаловский, В.Татлин, А.В.Щусев, А.С.Голубкина, И.Жолтовский и др46.

  • Май 19018 г. Создается комиссия по сохранению и распространению памятников живописи в России под руководством И.Э. Грабаря47.

  • Октябрь 1918 г. Одним из руководителей Свободных государственно-художественных мастерских назначен В.Кандинский48.

  • Январь 1919 г. В.Я. Брюсов утвержден в должности заведующего Московским отделом библиографического отдела Наркомпроса49.

  • Сентябрь 1921 г. В Москве открываются государственная библиотека, показательный литературный техникум. Среди профессоров: А.Белый, В.Я.Брюсов.

  • Апрель 1923 г. Композитор А.К.Глазунов назначен директором Петроградской консерватории 50.

  • 1925 г. В Ленинградском государственном институте истории искусств преподают Тынянов, Томашевский, Эйхенбаум, Жирмунский, Щерба, Виноградов, Ларин, Якубинский, Бернштейн51.

Кстати, не только художники, но и значительная часть специалистов в других областях со временем начали сотрудничать с Советской властью (в сталинский период эти отношения строились уже на другой основе). Например, известнейший генерал А.А. Брусилов еще при жизни Ленина в 1920 г. вступил в Красную Армию и служил в центральном аппарате Народного комиссариата по военным делам, инспектировал кавалерию РККА и состоял для особо важных поручений при Реввоенсовете СССР52. В целом более трети офицеров прежней России вступили в Красную армию.



ПРИЗНАНИЕ УСПЕХОВ БОЛЬШЕВИКОВ В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

«Значимость и успехи культурной революции большевиков были признаны многими, в том числе и западными исследователями. Вот что об этом писал Петибридж (The Social Prelude to Stalinism. Pathybridge, Roger. Published by Macmillan, London, 1977): В течение 22 лет Советское правительство подтянуло свой народ до уровня грамотности большинства западноевропейских стран в конце ХIХ–го столетия. В Британии, Франции и Германии подобного успеха удалось добиться, по меньшей мере за сто лет”53. Подобную оценку дает и Г. Уэллс: “И хотя я был исполнен предубеждения и недоверия, теперь мне приходится признать, что в условиях величайших трудностей большевики сумели поднять дело просвещения на поразительную высоту54. И далее продолжает он: “В осажденной, голодающей стране большевики из принципа сделали то, что всякое другое правительство сделало бы по необходимости”»55.

«Результаты культурной революции большевиков были настолько заметными, что это отмечали даже те, кто активно боролся против власти Советов, например, известный идейный лидер монархизма В. Шульгин. После своего посещения советской России зимой 1925-1926 гг. в своей книге «Три столицы» он писал о своих впечатлениях следующее: ’Уже сейчас мне было ясно: Россия встает… Я ожидал увидеть вымирающий русский народ, а вижу, несомненно, его воскресение… Я думал, что еду в умирающую страну, а вижу пробуждение мощного народа. …Когда я шел туда, у меня не было родины. Сейчас она у меня есть”56»

 



1 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968. С. 7, 132, 139 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 58.

2 Временник театрального отдела Народного комиссариата по просвещению. Вып. 1. С. 13-16; Вып. 2. Пг. – М., 1919, февраль. С. 58 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С . 92.

3 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968. С. 146, 153.

4 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968.

С. 240.

5 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968. С. 262 – 264 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917 - 1927. Хроники. М. 1975. С. 137.

6 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968. С. 163 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917 - 1927. Хроники. М. 1975. С. 142.

7 Вестник Академии наук СССР. 1967. № 11. С. 26 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 174.

8 Известия ВЦИК. 16 марта 1921 г. С. 3 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 261.

9 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968. С. 9, 171 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР. 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 321.

10 Правда. 20 сентября 1922 г. С. 6.

11 Наука и ее работники. Пг., 1921. № 2. С. 26 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 177.

12 Организация науки в первые годы Советской власти (1917 – 1925). Сборник документов. Л., 1968. С. 178-179.

13 Вестник Академии наук СССР. 1967. № 11. С. 30 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 309.

14 Народное просвещение. 1920. № 3. С. 3.

15 Выставки советского изобразительного искусства: справочник в 5 томах. М. 1965-1981. Т. 1: 1917-1932 гг. М., 1965. С. 19.

16 См. ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 6104, л. 1 об. // Ленин и Луначарский. Переписка. Доклады. Документы / Литературное наследство. Том 80. М. 1971. С. 66.

17 А.М. Горький – организатор издательства «Всемирная литература» (1918 - 1921) / Исторический архив. 1958. № 2. С. 71 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 73

18 Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. Октябрь 1917 – 1920. Хроника, документы, материалы. [Автор-составитель С.Р. Степанова]. М., 1972. С. 84.

19 Декреты Советской власти. Т. III. 11 июля – 9 ноября 1918 г. М., 1964. С. 588-589 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 82.

20 Правда. 19 ноября 1918 г. С. 3 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 92.

21 Декреты Советской власти. Т. V. 1 апреля – 31 июля 1919 г. М., 1971. С. 412.

22 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40. С. 462; Т. 51. С. 98.

23 Выставки советского изобразительного искусства: справочник в 5-ти томах. М. 1965-1981. Т. I.: 1917-1932 гг. М., 1965. С. 46 47.

24 Правда. 13 августа 1922 г. С. 5.

25 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 51. С. 229.

26 Правда. 26 августа 1924 г. С. 3.

27 Известия ВЦИК. 18 сентября 1924 г. С. 2.

28 Терне А. В царстве Ленина: очерки современной жизни в РСФСР. Берлин, 1922. С. 133.

29 Известия ВЦИК. 14 апреля 1923 г. С. 4.

30 Известия ВЦИК. 26 июня 1923 г. С. 5.

31 Правда. 9 ноября 1923 г. С. 3.

32 Правда. 14 ноября 1923 г. С. 3.

33 Правда. 8 декабря 1923 г. С. 4.

34 Правда. 22 июля. 1924 г. С. 8.

35 Известия ВЦИК. 23 июня 1922 г. С. 6.

36 Известия ВЦИК. 15 февраля 1923 г. С. 4.

37 Известия ЦИК. 17 января 1925 г. С. 3.

38 Известия ЦИК. 7 июля 1925 г. С. 5.

39 Известия ЦИК. 8 июля 1925 г. С. 3.

40 Известия ВЦИК. 5 сентября 1925 г. С. 5.

41 Известия ЦИК. 15 июня 1926 г. С. 1.

42 Блок А.А. Собр. соч. М. – Л., 1963. Т. 6. С. 8 (январь 1918) // Черепнин Л. Русская революция и А.А.Блок как историк // Черепнин Л. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968. С. 358.

43 Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции. 1917 – 1927 гг. М, 1980. С. 23.

44 Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции. 1917 – 1927 гг. М, 1980. С. 24.

45 См. История русской советской литературы. 1917 – 1965. В 4-х томах. Т. I. 1917 – 1929. М. 1967. С. 692.

46 Искусство. Вестник отдела изобразительного искусства Народного комиссариата по просвещению. 1919. № 2. С. 4

47 Грабарь И. О древнем русском искусстве. М., 1966. С. 10.

48 Искусство. Вестник отдела изобразительного искусства Народного комиссариата по просвещению. 1919. № 2. С. 4.

49 Правда. 1919. 3 января. С. 3.

50 Известия ВЦИК. 14 апреля 1923 г. С. 4 // Цит. по: Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроники. М. 1975. С. 421.

51 Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом // Новый мир. 1982. № 6. С. 235.

52 Предисл. В. Владимирова к книге В. В. Шульгина «Годы. Дни. 1920». М. 1990. С. 184.

53 Цит по: О’Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992. С. 161.

54 Уэллс Г. Россия во мгле. М., 1970. С. 81.

55 Уэллс Г. Россия во мгле. М., 1970. С. 77.

56 Шульгин В. В. Три столицы // http://www.dk1868.ru/history/igor/shulgin_3st.htm

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя professor-v

Спасибо за большой и полезный труд!

Очень интересно. Обобщен огромный фактический материал. Все достоверно, основано на многочисленных первоисточниках. Спасибо за большой и полезный труд!

В.Фельдблюм

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".