Свободное время и творчество в жизни современного человека Земли

Свободное время и творчество в жизни современного человека Земли: кто мы - пленники времени или жизнетворцы?

(мысли по поводу)

 

«Время проходит сквозь нас, как руда -
в жажде стократного обогащенья»

Гафур Гулям

 

Мы живем в переломное в истории Земли время: впервые человечество планеты действительно становится единым целым. Каждый день из одного места земного шара в другое летают 3 миллиона человек (24, с. 139), а Интернет позволяет каждому за считанные минуты получить подробную информацию по любому вопросу. Но станут ли эти новые возможности базой для самоопределения разумной материи планеты и преодоления, используя терминологию И.А. Ефремова (30, с. 109), безвыходности инферно (эволюции всей жизни на Земле как страшного пути горя и смерти)? Или же все ограничится лишь обменом едой, музыкой и модой - распространением так называемого «универсального образа жизни» (23, с. 135), основанного на зависти, болтовне во всех ее видах и покупке бесчисленных вещей (8, с. 216) теми, у кого для этого есть средства? А тем временем железная крышка олигархии, формирующегося мирового государства, прихлопнет Землю, уничтожив возможность выхода из инферно. И.А. Ефремов указывал, что на Тормансе этому предшествовала глобализация, которая сегодня начинается здесь, у нас. Не остановим - океан всечеловеческого страдания будет плескаться и на планете Земля до полной гибели всего живого от космических причин.

Нам видны ростки следующей стадии развития, и выбор - за нами. Но сначала нужно вспомнить о корнях.

Первоначальное значение существительного «время», согласно этимологии, - «нечто вращающееся» (35, с. 95). По Далю, время - длительность бытия - дни за днями и века за веками (5, ст. 637), а вот свободное, незанятое время, простор от дела, гулянки - это досуг (5, ст. 1196). И тут же: «Будет досуг, когда вон понесут», т. е. как помрешь, «досужество (способность к делу, мастерству) дороже досуга».

У наших отдаленных предков досуга как такового не было: все силы ума и тела требовались, чтобы прожить и воспитать новое поколение в условиях жестокой борьбы с природой, идя путем разума и взаимопомощи от мозговитового зверя к человеку-творцу. Творчество было, но свободное время творца совпадало с обязательным. У первобытного искусства не было зрителя - все участвовали в процессе его создания: охотники поражали копьем изображение зверя, женщины и дети при этом пели и т.п.

Досуг впервые появился в античном мире (28, с.122): институт рабства, освободивший свободнорожденных от тяжелого физического труда, и городской образ жизни способствовали расцвету досуговой деятельности и общения, давали возможность свободному человеку жить творческой жизнью, создавать произведения искусства, в том числе и архитектурного (6, ст. 737)).

Римские мосты стоят двадцать веков, по ним ходят люди и ездят автомобили - римляне достигли абсолютного инженерного результата. Во-первых, римский мост - рукотворное продолжение природы. Время его жизни приравнено гением творца ко времени жизни геологических образований. Во-вторых, римский мост построен по законам красоты. В-третьих, в конструкциях римского моста овеществлена забота о будущих поколениях. Все перечисленное означает, что римский мост является свободным временем предков, подаренным потомкам, в самом универсальном его выражении, хотя в контексте своей эпохи он таковым не был (15, с. 44-45).

А наши предки - русские горожане XVII в. - оставили нам пронизанные в значительной мере общественными мотивами фольклорные, литературные, а также изобразительные, сценические и др. памятники искусства, порожденные весьма насыщенной политическим и общественным содержанием сферой досуга городского демоса. Примечательно наблюдение об изоморфизме (подобии) досуговой и повстанческой деятельности, где основой был «господствующий и тут и там дух свободно выражающегося народного самосознания... В царской грамоте 1648 г. народное игрище названо «мятежным действом» (12, с. 22-23). Бурные «гили» XVII в. в сумме своей сформировали понятие бунта, которым именовалось любое непокорство властям. Всякое «поперечное» слово, нарушавшее покой администрации («услыша ... как на Москве учинили крик») могло расцениваться как бунт. В сущности, главной опасностью для власти было отсутствие страха перед нею. «Безстрашие» принимало далеко идущий характер, когда один из насильно возвращенных в тягло закладчиков угрожал: «Ходить нам (обществу) по колено в крови, а бояром ... и друзьям их быть побитым каменьем». Разгром имущества «мирских кровопивцев» бывал порою таким страшным, «что даже ни одного гвоздя ... в стене ... деньги, утварь бросали в окошко ... чтобы показать, что не так их влечет добыча, как мщение врагу» (12, с.77-78). Не удивительно, что во второй половине XVII в. господствующий класс стремился усилить контроль за свободным временем низов (12, с.22-23).

«Уложение (1649 г.) не отменяло личной неволи во имя свободы, а личную свободу превращало в неволю во имя государственных интересов» (Ключевский, цит. по 13, с. 11). Крепость - утрата воли, но вместе с тем сохранение свободы невольника в границах своего мирка, вот почему крестьянские вожди XVII в. - XVIII в. призывали своих современников не к борьбе за свободу - они обещали им волю (13, с.11).

Категория «воли» означает разрыв с целым комплексом традиционных представлений и ценностей, отказ от патриархальной семьи, пространственной замкнутости, преодоление давящих человека обстоятельств (12, с. 55), в то время как слово «свобода» этимологически одного корня с местоимением «свой» - «свободный» первоначально обозначало принадлежность к определенной этнической группе (13, с.105-107). Народная мысль уверена в созидательной силе человеческой воли: «охота пуще неволи», «вольному воля - ходячему путь».

Но у нашего современника в большинстве своем, нет никакой связи между тем, что ему нравится делать и необходимостью тяжело зарабатывать, чтобы в конце концов посвятить пару часов в неделю своему любимому занятию. Современный человек около половины всего жизненного времени (не считая сна) проводит за работой (как минимум 5 рабочих дней в неделю по 8 часов плюс время обеда). Добавим сюда время, затрачиваемое на дорогу от дома к месту работы и обратно; механистический автоматизм «железных» 1,5-2 часов на завтраки по утрам до работы и ужины по вечерам после работы; профессиональную усталость и необходимость домашнего отдыха; наконец, все дополнительные виды хозяйственных и сельскохозяйственных работ на дачах, огородах и участках - и нужно будет говорить не о половине, а о 80-95% всего жизненного времени, которое занято действиями по обеспечению своего физического существования (36, с. 282).

В брошюре времен перестройки, посвященной экономике типичной советской семьи, мне встретилось понятие «комплектность семьи»: речь шла о том, что в работу по обеспечению быта должны впрягаться все члены семейства, не пренебрегая, скажем, работой на садовом участке ради индивидуального похода в бассейн или музей. А в таких странах, как Бангладеш, заготовка и приготовление пищи занимает весь рабочий день одного из членов семьи. Одинокому человеку, живущему в Бангладеш, до 90% своего времени приходится затрачивать на выполнение домашней работы, которую обычно делают женщины и дети (27, с. 98).

Но и в «развитых» странах дела обстоят не лучше.

«До сих пор помню свое разочарование, которое наступило с осознанием того, что такое на самом деле жизнь в большом городе, - пишет Иоганна Паунггер, 15-летней крестьянской девочкой попавшая в Мюнхен. - ... Жизнь по схеме, по минутам, по раз и навсегда установленному порядку, полное отсутствие чувств и искренних слов» (25,с. 11).

Даже в США в настоящее время 8-часовой рабочий день снова постепенно начинает уступать место 12-часовому (особенно в ядерной энергетике, химической и нефтеперерабатывающей промышленности): работодателям 12-часовые смены выгоднее тем, что позволяют нанимать меньше рабочих и тратить меньше времени и средств на составление графиков работы и учет (18, с. 319).

В обществе, стремящемся функционировать круглосуточно, авангард составляют сменные работники. И они же первыми испытывают все последствия хронического расстройства часов тела: сон укорачивается и приносит меньше отдыха, учащаются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые расстройства, повышается травматизм, ухудшается эмоциональное состояние, у женщин увеличивается вероятность осложнений при беременности, вероятно уменьшение продолжительности жизни (18, с. 324-335). Понятно, когда обыватель заявляет: «Если пекари не будут работать по ночам, откуда же утром возьмутся свежие булочки?» Но использование человеческого организма свыше предела, допускаемого его циркадной структурой, почему-то не смущает даже самих работников.

Две трети производственных аварий происходит по вине человека, а основная причина, по которой человек начинает ошибаться, это неправильно организованный сон. Во всяком случае, эта причина страшна не меньше, чем алкоголь, наркотики или неисправность оборудования. Однако до происшествия в Тримайл Айленд - чудом остановленного разрушения атомной электростанции - мало кто в США вообще вспоминал о биологических часах (18, с. 307-308).

В США почти полностью нарушена и связь времен - местная преемственность поколений (в сложившейся городской экономике она возможна только среди экономически привилегированных слоев). «Мы чувствуем, что нас как будто все больше и больше втягивают в настоящее, где нет измерений, где прошлое забыто, а будущее, даже по самым оптимистическим прогнозам, представляется пугающим. Да и кто же захочет жить в будущем, которое полностью определяется целями самых богатых и сильных и производственными мощностями машин?» - пишет американский фермер и поэт Уинделл Берри (31, с. 179). Не удивительно, что когда в ходе неофициального опроса, проведенного в городской американской школе, детей попросили рассказать о том, каким они видят свое будущее, результаты оказались удручающими: многие дети сомневались в том, что достигнут возраста зрелости. Они привели ряд причин, начиная с угрозы ядерной катастрофы и экологических бедствий и заканчивая групповым насилием - было ощущение, что чувства этих детей выявляют бессознательный слой страха и негативности по отношению к будущему (7, с. 10).

А вот слова уже нашего, отечественного, писателя-«деревенщика» Федора Абрамова: «Самый страшный враг человека - время. Оно не дается ему. Он не может преодолеть его» (16, с. 49). Сам писатель видит выход в возможности мысленно путешествовать из одной эпохи в другую. В героине его неоконченной «Чистой книги», сказительнице Махоньке «умещалась ... вся память нации, народа», она обладала способностью переноситься в воображении из XX-го столетия - в X-е, из зимы - в лето, также легко и свободно расхаживая по дорогам истории, как и по своим пинежским (16, с.50).

Русские - по словам И.А. Ефремова - «удивительный народ» (9, с.192) - в течение всей своей многовековой истории жили в режиме сверхвысокого давления извне (22), что выработало мощный народный патриотизм и крепкую историческую память. Однако официальная историография РФ и большинство школьных учебников теперь выражают интересы правящего класса: человек не должен искать силу в прошлом, это дает ему убеждения и идеи, несовместимые с подчинением власти. Недаром Открытому институту образования Правительства Москвы поручено разработать методические пособия, при помощи которых учителя перестроят уроки так, чтобы описания покушений на жизнь царей и восстаний рабов не вызывали у детей чувства восхищения (37). Эта задача облегчается еще и тем, что российские школьники, по данным исследования, проведенного сотрудниками Организации экономического сотрудничества и развития, практически разучились читать. По навыкам работы с текстом (умению его понять, проанализировать, выделить главные мысли и использовать полученную информацию) 15-летние россияне оказались на одном из последних мест среди сверстников из 32 стран. Подобные показатели оказались сейчас только у латвийцев и бразильцев, в то время как в начале 90-х годов, когда проводилось первое подобное исследование, россияне были наверху списка (29).

Жизнь, превращенная в процесс выживания в условиях инферно. Люди, как отдельные искорки, летящие во тьму и угасающие без следа, а не звенья бесконечной цепи, протянутой из прошлого в необозримое будущее. «Если быть честным, то большинству придется признать, что мы живем в океане страха ... - пишет доктор Джон Кабат-Зинн из Медицинской школы Массачусетского университета - Чувство страха ... возникает из-за возможности подвергнуться избиению, насилию или мукам или испытать чувство боли и одиночества. Мы можем испытывать страх ... подвести кого-нибудь или страх за судьбу Земли» (11, с.366). Но если мы напуганы, о каком творчестве может идти речь? В этом случае практически вся наша энергия будет затрачиваться на то, чтобы почувствовать свой собственный страх (3, с.34).

Я думаю, что так называемая «элита» капиталистического общества - это те 5-7%, которые имеют естественную, данную им от природы сильную психологическую защиту, необходимую в мире инферно для значимых личных успехов. Впрочем, они, становясь угнетателями, являются такими же жертвами существующего строя, как и те, кого эти люди эксплуатируют, несмотря на свое мнимое могущество и видимость человеческого существования. Их удел - антитворчество (или творческая деятельность в «транзитивном» фиктивном секторе), а возможности социального творчества (в том числе и полноценного воспитания собственных детей) оказываются зачастую почти полностью блокированными.

Но если остальные 93-95% населения Земли не имеют естественной психологической защиты, это не означает, что они не имеют возможности приобрести ее, работая над собой!

Да, приемы самосовершенствования человека с древности секретились власть предержащими. Характерно название древневосточной книги, написанной на старотюркском, фарси и арабском, на которую ссылается автор мощной оздоровительной системы М.С. Норбеков: «Канон для будущих властелинов» (23, с. 204-205). Да и не располагали раньше низшие слои общества временем для работы над собой. Теперь ситуация несколько изменилась: «всплывают» и приобретают современную форму древние знания, а рядовой человек все же располагает некоторым количеством свободного времени. В СССР образца 1990-го года это было 2 час. 24 мин. в день (32, с. 14), сейчас, видимо, ощутимо меньше, но все же оно есть.

Прилавки заполнены оздоровительной литературой, включая популярные «околопсихологические» издания. Но методики, связанные с прощением страхов и злобы (Л. Виилма), отказом от значимых идей - «идеализаций» (А.Свияш) и подобные им - все это, скорее, анестезия, приобретение личной болевой нечувствительности в этом мире инферно, хотя кому-то они могут и помочь, как и нацеленные на атомизацию общества советы типа «не работай там, где тебе не заплатят» (Ю. Хван). Не менее распространены призывы полюбить себя (Л. Хей и др.).

Но мне нравится, как пишет о любви к себе профессиональный музыкант В.И. Петрушин, работавший по своей методике музыкальной психотерапии с детьми и взрослыми,: «Здоровье человека ... зависит от того, насколько хорошо он умеет любить самого себя, своего ближнего и всеобщую жизнь вокруг... Уметь любить себя - это не значит по первому чиху бежать к врачу и досаждать ему своими жалобами. Это не значит отказываться от тяжелой работы или утомительной командировки, которые могут подорвать силы. Но это означает каждодневный и упорный труд над самим собой, над своим телом и духом, выполнение физических и психологических упражнений, которые готовят организм к неожиданным испытаниям и превратностям судьбы. И поздно к этому готовиться, когда эти испытания уже стучатся в дверь» (26, с. 124).

К сожалению, испытания вломились в нашу дверь, даже не постучав: мы оказались в чужом государстве (государство, по первоначальному смыслу слова - не область, а сама власть (13, с.270)), не уезжая никуда из родной страны. В подобной ситуации не грех воспользоваться советами тех, кто живет под властью капитала всю жизнь.

Доктор философии Уильям Блум, автор книги «Психологическая защита», дает немало полезных советов для тех, кому хотелось бы вести достойную жизнь в этом мире насилия: «Если вы полностью ощущаете свое тело, равномерно дышите и крепко связаны с землей, это поможет вам правильно оценить создавшуюся ситуацию и выбрать тактику действий... Я знаю множество ситуаций, когда люди выходили невредимыми из тяжелейших ситуаций только потому, что сохраняли свою энергетическую стабильность ... Язык спокойной внимательности - это язык тела, которым пользуется большинство совершенных и уверенных в себе бойцов» (3, с. 32-33).

Самоформирование устойчивой психики (еще не поздно!) будет способствовать не выживанию (пусть даже по рецептам вестника «ЗОЖ»), а полноценной жизни в условиях «роскошной бедности» (ефремовское выражение - (8, с. 567)): отдельное жилье, много книг, музыкальный инструмент- это есть у многих.

Сделать мир лучше или чуть поудобнее в нем устроиться - всегда ли это абсолютно взаимоисключающие вещи? Творчество собственной жизни - жизнетворчество - это тоже разновидность социального творчества. Да, население нашей страны привыкло, притерпелось к новому образу жизни, но адаптироваться - еще не значит быть удовлетворенным своей жизнью или тем, как устроен этот мир. Зато это означает принимать решения на основе своих конкретно понимаемых сегодняшних интересов, а не на основе выплескивающихся через край эмоций.

Можно сказать, что в этих условиях для каждого человека есть два пути, два варианта жизнетворчества.

Во-первых, адаптационный вариант. Мир прекрасен, не закрывайся от него - призывает «целительская» литература. И это - правда, т.к. мир на сегодняшнем этапе его развития содержит в себе возможность выхода из инферно (видимо, недаром наряду со старинной, горькой констатацией «мир встал над нами беззаконным, всепожирающим драконом» (Хакани, (33, с. 21) прозвучало в XX в. у А. Блока «сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен» (2, с. 397)). В свое время академик Н.Моисеев писал о коэволюции природы и общества (21).

Во-вторых - ефремовский (недаром он был палеонтологом!) эволюционный вариант: участие в борьбе за победу над инферно в планетарном масштабе. Человек, не переставший верить в коммунистические идеалы, должен поверить уже в самого себя как субъекта социального и исторического творчества.

Но ведь адаптационный вариант предшествует эволюционному и в то же время содержит потенциал эволюции: чтобы изменять мир, нужно сначала устоять на ногах!

Нет, не только и не столько из-за осознания своей (пока еще) слабости в этом мире конкуренции не на жизнь, а на смерть размышляю я об этом, сколько от осознания возможности другого мира, моделью которого сейчас может быть дружная семья, круг близких друзей. Мира, который пусть в крайне примитивном виде уже существовал (и в покойном Советском Союзе, и в доиндустриальных обществах, где «преобладают еще естественные отношения», охарактеризованные К.Марксом как личностные в отличие от опосредствованно-вещных отношений индустриального общества (цит. по 12, с. 55)) и возникнет вновь на новом витке спирали гораздо более совершенным. Отчуждение, с моей точки зрения, - это научное имя общечеловеческой боли. Любовь (которая, как утверждают некоторые, есть бог) - отсутствие отчуждения всего лишь! «Можно долго говорить, что такое «неотчужденное отношение», но, чтобы понять что это такое, достаточно вспомнить лишь один фрагмент из незабываемого советского грузинского фильма «Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе), в котором главный герой (в блестящем исполнении Серго Закариадзе), старик с неповторимыми глазами (разве такое можно сыграть?), припав к земле, со слезами, шепотом и с нежностью, как дитятку, утешает раненую танком (=войной) виноградную лозу, » - пишет культуролог Л. Булавка (4, с.328). Пронзительная связь с этим миром, ощущение вселенской уютности - и непреходящая тревожность, идущая от «безкожного», наотмашь обнаженного существования не в порыве пафосного напряжения души и ума, а в буднях каждого вздоха - так говорит она о своем отце, на дух не выносившем отчуждения к кому бы то ни было. «Этот феномен пронзительного (через все и за каждого) существования уже в период 70-80-х гг. чаще встречался в книгах и советских фильмах, чем в жизни» (там же). А в условиях теперешнего сгущения инферно подобное отношение и не может, видимо, быть часто встречающимся и постоянным, хотя оно дает возможность связи и с той частью мира, которая погружается в пучину горя и боли. Чтобы победить инферно (или хотя бы участвовать в борьбе за победу) надо знать, что это такое - в том числе и на собственной шкуре. Но еще необходимее чувство укорененности: это - мой мир, моя земля, и от меня зависит какими им быть.

Важна вдохновляющая, а не катастрофичная картина будущего, а вся оппозиционная российская пресса едва ли не на 99% катастрофична. Необходимо противостоять катастрофическому восприятию будущего - иначе слишком велики и невосполнимы будут потери даже в случае победы.

(Мне кажется, что события, последовавшие за Октябрьской революцией, оказались столь трагичными именно потому, что в революцию 1905-го года обе стороны «перешагнули через кровь»: одни жаждали расквитаться, другие - не ждали пощады за содеянное. Такого социального настроя не было перед первой русской революцией. «Кровавое воскресенье» сделало кровавой гражданскую войну).

Каждый, читавший произведения И.А. Ефремова, побывал в будущем. Какие элементы этого будущего могут быть перенесены в день сегодняшний? Как связать личные неурядицы человека с глобальными проблемами общества, а марксистские идеи - с повседневными проблемами? Как не делить себя между убеждениями и текущим временем? Как сделать, чтобы левая партия была еще и дружеским союзом? Все эти вопросы требуют конкретных ответов в конкретных ситуациях, а, значит, и жизнетворчества. И творчества - коллективного. Значит, нам предстоит пройти в будущее по лезвию бритвы - между коллективизмом и индивидуализмом. Кстати, сдвиг в сторону коллективизма у нас, русских (как и других народов нашей страны) есть только с точки зрения современной западной цивилизации. В каком-то смысле мы просто ближе к равновесию (гармонии) между ними - сказывается многовековой режим сверхвысокого давления извне. Впрочем, это не единственный подобный пример в мире - так, народы Вьетнама развивались под постоянным давлением богатейшей, но жесточайшей природы и постоянным давлением с севера.

Но коммунистическое будущее, описанное в романах И.А. Ефремова - это пока мечта. И не потому ли ополчились нынче на мечту церковники?

Вот что, например, пишет о мечте листок больничного храма святого благоверного царевича Димитрия при Московской городской больнице № 1: «Бог устраивает нашу жизнь наилучшим для нас образом. Мы живем в реальном мире, реальность - это то, что дано нам всем от бога. Мечта, наоборот, у каждого своя. Допустим, Ивану и Петру очень нравится дом, в котором живет Василий, и каждый из них мечтает сам там поселиться. Что же будет, если они захотят свои мечты осуществить? Сначала они вместе выгонят Василия из дома, а потом подерутся между собой... Первым мечтателем стал дьявол. Он мечтал отнять у бога сотворенный им мир... Мечта - это несогласие с богом, бунт против него или уход от реальности божия мира в маленький мирок собственных грез - в мир, которого на самом деле нет» (20).

Вспоминаются строки из доброй детской книжки: «Если звезды гасят, значит, это кому-то нужно. Собираются поворовать и пограбить. Не позволяйте гасить звезды. Пусть светят!» (14, с. 373).

А вот В.И. Ленин призывал: «Надо мечтать!». В работе «Что делать?» он цитирует по вопросу о разладе между мечтой и действительностью Писарева: «Разлад разладу рознь. Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека... В подобных мечтах нет ничего такого, что извращало или парализовало бы рабочую силу. Даже совсем напротив. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни... Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения с своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии, когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно» (17, с. 161-162). По мнению В.И. Ленина, «вот такого-то рода мечтаний, к несчастью, слишком мало в нашем движении». К сожалению, и в сегодняшнем левом движении - тоже.

Та мечта, которая ставится на очередь выполнения - это цель.

Доктор медицинских наук, академик Академии медицинских наук Казахстана Л.З Тель в своем трехтомном труде по валеологии подразделяет цели жизни человека на три уровня.

Первый уровень - элементарный. Цель заведомо достижима, характеризуется лишь утилитарностью для субъекта и не выходит за границы его самого и близких (вырастить и «поставить на ноги» детей).

Второй уровень - средний. Цель может быть достижима, а может быть, и нет. Эта цель становится средством для удовлетворения каких-либо потребностей не только субъекта и его ближайшего окружения, но и гораздо большего континуума (реформировать общество, выиграть войну)

Третий уровень - высший. По всем разумным подсчетам эта цель реально недостижима. Она утилитарна, но утилитарна глобально (поиск «эликсира бессмертия» и пр.). Л.З. Тель считает, что большинство людей довольствуется целями первого уровня, небольшая часть - второго, и лишь единицы избирают цель жизни третьего уровня (именно они чаще всего остаются в истории, т.к. на пути к своей недостижимой цели делают достижением людей новые истины - наиболее дорогое, что накапливается в человеческом обществе) (30, с.142-143).

По моему мнению (33, с. 544-545), цели прогрессивного человечества (пусть не всегда ясно осознаваемые) тоже могут делиться на три уровня - плана (как на картине художника).

Ближняя цель - цель переднего плана - не дать железной крышке олигархии прихлопнуть Землю, закрыв возможность выхода планеты из инферно.

Цель второго (среднего) плана - победа над инферно, т.е. параллельное решение двух взаимосвязанных задач: преобразование человека и преобразование планеты (как мы это понимаем сейчас - тут будут постоянные корректировки).

И, наконец, дальние цели, которые для нас пока за горизонтом - например, «внешнее, космическое движение ... науки и жизни» - переустройство планетных систем, где создаются наилучшие условия для жизни цивилизаций (9, с. 207).

Думаю, что для любого человека возможно подключение к целям человечества как прорыв из будничного быта к пластам бытия, но тогда надо учиться сопрягать эти высокие цели со своими целями каждого дня, осознанно включаться в связи всего со всем в этом мире. В таком случае даже цели первого, по Л.З. Телю, уровня (вырастить детей) приобретают предельно широкий, практически глобальный контекст: ведь наши дети - это не только наши дети, а дети всего человечества и его будущее. Это, по моему мнению, и есть формула осознанного жизнетворчества: творение своей жизни и будущего Земли.

По И.А. Ефремову, счастье человека всегда на краю его сил. Идет вечное нарушение и вечное восстановление (на более высоком уровне) гармонии - не будет рая, где можно остановиться и отдыхать - перед человеком все время будут вставать новые задачи. Но ему будет все интереснее их решать, причем решать не будучи кем-то или чем-то приневоленным к этому, а исходя из своего, личностного «хочу» - его время может стать действительно свободным.

Но как достучаться до придавленного сегодняшним днем человека, особенно - до молодого, который уже не понимает «по-советски»?

Важно, кстати, не только о чем говорят, но и как. Ведь недаром считается, что мир устроен именно так, как мы о нем говорим: язык может ограничивать наш мир, а может и расширять его. Хотя, собственно, дело не в конкретных терминах, а в стиле, способе мышления и изложения. Да и передать можно только то, что имеешь сам, т.е. что прочувствовал и пережил.

Вспоминается, К.Маркс говорил о свободном времени как о величайшей ценности цивилизации, и о значении его для рабочих («...Буржуа заставляет рабочих чистить машины в нерабочее время,... а рабочий, разумеется, вовсе не хочет, чтобы как-либо урезывали его свободное время. Каждый свободный час так дорог ему, что он предпочитает .... подвергаться смертельной опасности, чем пожертвовать этот час буржуа» (19, с.369). «Даешь перевод обязательного времени - в свободное!» - вот что должно сегодня быть на знамени коммунистов.

В будущем обществе свободное время вновь исчезнет, как и в первобытном, но уже на другом уровне. Свободное время каждого будет и одновременно являться обязательным временем для общества. Вновь не будет зрителей - все будут сопереживать и сотворчествовать. Вся работа будет творческой и творить будет каждый.

Планомерная организация жизни прекратит гонку скоростей, люди приобретут неторопливую культуру движений (подобно тому, как это уже было в пушкинскую эпоху), позволяющую вырабатывать ту простоту и верность решения, рядом с которой покажутся медлительными теперешняя спешка и суетливость.

Думаю, что при коммунизме ритм истории, убыстрившейся благодаря практически полному снятию преград для развития человечества, и ритм человеческой жизни, значительно удлинившейся (кстати, некоторые исследователи склонны именно удовлетворение работой считать важнейшей предпосылкой долголетия (1, с. 14-18)) станут соразмерны друг другу, т.е. человек сможет увидеть плоды своих трудов еще при жизни. Однако, с другой стороны, уплотнится не только время, но и связь времен: будут затеваться дела, уходящие почти в бесконечность, но с ясно предсказуемыми итогами.

Мне хочется закончить мои размышления словами американки Дениз Линн: «Я встречала многих серьезных людей ... которые пытаются спасти планету. Хотя их искренность очевидна, я обнаружила, что мне постоянно приходится напоминать себе о ценности обсуждаемых ими вопросов, потому что меня отталкивает их чрезмерная серьезность... Очень часто я замечала, что общение с ними утомительно и отнюдь не вызывает энтузиазма и вдохновения. Но встречая человека, который полон энтузиазма и счастья, я искренне хочу поддержать его. Нас притягивают люди, которые умеют смеяться над собой и жизнью. Смех наполняет всех окружающих энергией и жизненной силой. Если вы хотите изменить мир - будьте счастливы... Подходите творчески ко всему» (7, с. 150).

Другой мир - возможен!

Е.Ю. Федорова

 

 

Литература

 

  1. Беннет С. Абхазские долгожители //Будь здоров!, 1994. - № 8. - с. 14-18

  2. Блок А. Избранное. Стихотворения и поэмы. М.: Московский рабочий, 1973

  3. Блум У. Психологическая защита / Пер. с англ. - Минск: ООО «АСТ», 2000

  4. Булавка Л.А. Советская культура как идеальное коммунизма. // Бузгалин А.В., Булавка Л.А., Воейков М.И. и др. Критический марксизм: продолжение дискуссий. Под ред. Бузгалина А.В. и Колганова А.И. М.: Слово, 2001. - с. 322-390

  5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт., 1994, Т. 1 - А - З

  6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт., 1994, Т. 4 - С -V

  7. Дениз Линн. Преемники. Путешествие по следам прошлого и изменение будущего. / Пер. с англ. Киев, София, 1999

  8. Ефремов И.А. Лезвие бритвы. М.: Правда, 1998

  9. Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Молодая гвардия, 1959

  10. Ефремов И.А. Час Быка. М.: Русский язык, 1992

  11. Кабат-Зинн Дж. Самоучитель по исцелению / Пер. с англ. - Минск, ООО «Попурри», 2002

  12. Кантор А.М. Духовный мир русского горожанина. Вторая половина XVII века. Очерки. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999

  13. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси Л.: Изд-во ЛГУ, 1986

  14. Коржиков В.Т. Ледовые приключения Плавали-Знаем. Там далеко под динозавром. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000

  15. Косолапов Р., Хлебников И. Обращение к разуму. М.: Палея, 1993

  16. Крутикова-Абрамова Л.В. Ищите праведный путь // Литература в школе, 2000. - № 2. - 41-53

  17. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения // Ленин В.И. Избранные сочинения. В 10-ти тт. Т. 3. 1901-1904 - М.: Политиздат, 1984. - с. 9-212

  18. Лэмберг Л. Ритмы тела. Здоровье человека и его биологические часы / Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1988

  19. Ф. Энгельс. О положении рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти тт. Т. 1. М.: Политиздат, 1984. - с. 223-482

  20. Мечтательность // Листок больничного храма святого благоверного царевича Димитрия. № 9. - с.15-16

  21. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990

  22. Нестеров Ф.Ф. Связь времен. Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1980

  23. Норбеков М.К. Фотина Л.А. Дорога в молодость и здоровье. Практическое руководство для мужчин и женщин. М.: Институт самовосстановления человека, 1995

  24. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять итоговых направлений на 90-е годы / Пер. с англ. - М.: Республика,1992

  25. Паунггер И., Поппе Т. Разрешено все! Красота и здоровье тела в гармонии с лунными ритмами. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002

  26. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб. пособие для вузов. М.: ИЦ «ВЛАДОС», 1999

  27. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. В 4-х книгах. Кн. 1. Народонаселение и пищевые ресурсы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1994

  28. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996

  29. Российские школьники разучились читать // Утро Калининграда, № 8 (151), декабрь 2001

  30. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х тт. Т. 1. М.: ООО «АСТ», «Астрель», 2001

  31. Уинделл Берри. Плоды местной культуры. / Пер. с англ. // Москва, 1999. - № 9. - с. 172-180

  32. Федоров В.И., Каневский Е.М., Колгина И.И. и др. 1000 советов по экономии в быту. М.: Экономика, 1990

  33. Федорова Е.Ю. Иван Антонович Ефремов о современной России: быт и бытие // Россия: Социальные силы и пути преодоления системного кризиса. Доклады и выступления. Под ред. Бузгалина А.В. - М.: Экономическая демократия, 2000

  34. Хакани. Ветер в руке / Пер. с перс. Глав. ред. восточной литературы издательства «Наука», 1986

  35. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. Бархударова С.Г. М.: «Просвещение». 1971

  36. Школьников научат пацифизму // Жизнь, 18.03.2002, № 48 (135)

  37. Шиманский О.Г., Шиманская Ю.О. Человек творческий. К новому мировоззрению. Минск: Эконом-пресс, 2000