СОЦИАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ НА КУБЕ:

 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,

ИХ СТРУКТУРА, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

Хесус Пастор Гарсия Бригос

Первого января 1959 года, с победной революции под руководством Фиделя Кастро,  на Кубе начинается процесс очень глубоких  преобразований, которые касаются всех сфер общественной деятельности. Но в комплексном и сложном контексте кубинского процесса, сферой наибольших преобразований, без всякого сомнения, стала политическая сфера деятельности. И в этой сфере  центральное место занимает развитие кубинской формы государственной власти.

По мере развития кубинского государства, формы его  правительственной организации и роль, которой в них играют граждане, индивиды, осуществилась материализация наиболее чистых и прогрессивных идеалов, которыми подпитывалась свыше ста лет борьба против испанского колониального ига (когда сформировалась кубинская нация) и против американского империализма в ХХ веке.

И это непосредственно связано с сущностью социалистической демократии, как она родилась и развивается на Кубе.

При анализе развития кубинской политической демократии, очень важно отметить, что с самого начала структуры и принципы организации и функционирования государства были направлены к систематическому и системному расширению народной основы правительства, к расширению и закреплению участия народа, каждого индивида в политической деятельности, в частности - через государственную систему.

Хотя и не только государственные структуры материализовали связь масс и индивидов с политической властью и в настоящее время отвечают за нее.

С первых лет революционной власти, политическая власть отличалась расширенным употреблением механизмов непосредственной прямой демократии. Теперь, после 1976 года, с появлением Органов народной власти (Organos del Poder Popular), как формы организации кубинского государства, стало возможно более регулярное, систематическое и системное участие народа в управлении обществом через государство. В настоящее время система кубинской демократии основана на совместном   действии Коммунистической партии, государствен-

____________________

Хесус Пастор Гарсия Бригос -  д. ф. н., Куба. 

ных Органов народной власти, Союза молодых коммунистов (UJC) и массовых общественных организаций. В первую очередь - Комитета защиты революции (CDR), Федерации кубинских женщин (FMC) и Центра кубинских трудящихся (СTC) c профсоюзами. Все эти институты, каждый со своей позицией в обществе, со своими функциями и ответственностью, участвуют в управлении обществом. Но это ни коим образом не отрицает или   уменьшает роль и значение государства и правительственных органов на всех уровнях его организации. 

Основные черты системы народной власти

 Кубинская политико-административная структура состоит из 14 провинций и 169 муниципий. В соответствии с этим государственная система содержит три уровня или института: национальный, провинциальный и муниципальный.

Начнем с муниципии - наиболее близкой к ежедневной жизни народа, и поэтому являющейся естественным фундаментом системы кубинской демократии.

В каждой кубинской муниципии действует местный орган государственной власти: муниципальная Ассамблея. Члены такой ассамблеи, которая имеет функции местного органа правительства - делегаты районных циркунскрипций. Эти делегаты избираются по циркунскрипциям муниципии - определенной территории, жителей которой они представляют в ассамблее. Выборы проводятся на срок 2,5 года гражданами старше 16 лет, живущими в соответствующей циркунскрипции. Выбирают тайным голосованием с минимальное количество кандидатов - двое  и максимальное - восемь. Кандидаты предлагаются самими гражданами, в открытых и свободных собраниях в каждой циркунскрипции.

Перед выборами нет никакой пропаганды, кроме показа в публичных местах биографии и фото всех кандидатов. Каждый гражданин старше 16 лет, не лишенный прав по закону, может предложить и быть предложен в качестве кандидата на должность делегата циркунскрипции. Например столица Кубы, провинция Civdad de la Habana - состоит из 15 муниципий. Одна из них - Plaza de la Revolucion - включает   104 циркунскрипции и,  соответственно, муниципальная ассамблея этой муниципии состоит из 104 делегатов.

После выборов делегаты собираются на первую секцию ассамблеи, где они выбирают председателя, и вице-председателя. В президиум ассамблеи также включается секретарь, которого назначает ассамблея, не обязательно из числа делегатов циркунскрипции.

Муниципальная ассамблея - это местный орган власти с функцией правительства на данной территории. Она собирается и работает на сессиях как минимум 4 раза в год, но столько раз, сколько необходимо для анализа какой-либо сферы жизни муниципии. Между сессиями ассамблеи, она представлена  президиумом и работает через  постоянные и временные комиссии делегатов. Такиe комиссии контролируют выполнeниe рeшeний ассамблеи и всех органов государственной власти  страны, а также административных учрeждeний муниципии, содействуя их функционированию в тeснeйшeм  контактe с гражданами муниципии.

Для нeпосрeдствeнного управления местными экономичeскими учрeждeниями и службами под руководством ассамблеи работает Совет администрации (Соnsejo de la Adminisracion). Члены этого совета - специалисты, выбранные ассамблеeй, нe обязательно из числа дeлегатов.

С 1986 г., с целью укрепить связи местного правительства с районами, стали организовываться народные советы (Соnsejios Populares), действующие в районах, организованных на территориях нескольких циркунскрипций. В них входят делегаты, представители массовых и общественных организаций данной территории, а также представители основных экономических учрeждeний данного района. Эти советы контролируют выполнeниe рeшeний ассамблеи и правительства, работу основных общественных служб (воспитание, здравоохранение, пр.) и координируют местные усилия для решения текущих проблем жителей и учрeждeний территории при участии самого народа. Такие советы значительно расширили участие населения в формировании политики органов власти, в контроле за ее выполнением.

Структура и роль провинциальной ассамблеи весьма напоминает муниципальную. Это тоже местные органы власти, являющиеся правительством территории, в данном случае - провинции. Разница в сроке мандата (5 лет) и в том, как выбираются их члены - провинциальные делегаты.

Провинциальные делегаты выбираются гражданами в муниципиях тайным голосованием каждые 5 лет. Каждая муниципия имеет право выбрать определенное количество провинциальных делегатов, в соответствии с числом  населения. Кандидатура провинциального делегата рассматривается муниципальной ассамблеей, исходя из предложения кандидатской комиссии, организованной с этой целью в каждом избирательном процессе. Эта комиссия возглавляется представителем Центра кубинских трудящихся (СТС) в муниципии, и в нее включаются представители массовых организаций. Отметим, что в эту комиссию не входит ни коммунистическая партия, ни Союз молодых коммунистов (UJC). По закону, до 50% кандидатур должны быть делегатами муниципальной ассамблеи. Остальную часть выбирают по предложению массовых организаций, в результате процесса, где трудящиеся, студенты и все граждане  формируют свои предложения и критерии. Таким образом гарантируется присутствие в составе ассамблеи разных секторов и групп общества. К примеру, указанная выше муниципия - Plaza de la Revolucion, имеет право по закону на 11 провинциальных делегатов. А 5 из них являются в то же время делегатами в муниципальную Ассамблею, делегатами циркунскрипции.

Верховным органом государственной власти Кубы является Национальная ассамблея (Аsamblea Nacional del Poder Popular). Члены ее  - депутаты, которые избираются на срок мандата 5 лет (легислатура). В сегодняшней легислатуре (1998-2003) этот орган состоит из 501 депутата.

Депутаты избираются процессом, подобным тому, которым избираются провинциальны депутаты, на основе тех же принципов и процедур. Вдобавок одна муниципия имеет по закону минимум двух провинциальных и двух депутатов национальной ассамблеи.

Возвращаемся к нашему примеру:  в Муниципии Плаза дэ- ла- Революсион избираются 8 депутатов, из них 4 - делегаты в муниципальную ассамблею.

Важно отметить, что часть депутатов, не являющихся членами муниципальной ассамблеи, не обязаны проживать ни в муниципии, где избираются, ни в соответствующей провинции. Подобно этому, провинциальные делегаты - не члены муниципальной ассамблеи, не обязательно должны жить в муниципии.

 Национальная ассамблея имеет законодательные функции, касающиеся даже конституции в определенной (согласно высшему закону) мере. Она - верховный орган государственной власти, собирающийся на очередные сессии два раза в год. Между секциями ассамблея представлена президиумом, Советом государства (Consejo de Esta do), который избран депутатами  из  числа самих же депутатов, как исполнительный орган власти с определенными законодательными функциями, а также постоянными и переменными комиссиями ассамблеи. Эти комиссии имеют функции подобные функциям провинциальных и муниципальных комиссий, только на уровне всей страны. Как верховный правительственный исполнительный и административный орган страны существует Совет министров. Его члены назначены Советом государства между сессиями национальной ассамблеи и не обязательно являются депутатами этой ассамблеи. По конституции председатель Совета государства является в то же время главой государства, правительства, а также председателем совета министров. В настоящее время на  эти должности избран Фидель Кастро,   председателем ассамблеи является Рикардо Аларкон.

Эти органы, как и все органы государства, правительства и администрации, действуют по принципам коллективного управления. Это, в частности, отличает кубинскую систему от президентских систем, если иметь в виду функции и права в принятии рeшeний главой государства: на Кубе руководство - коллективное, решение принимается не одним человеком, а Советом государства, Советом министров, и т. п. во всех инстанциях кубинского государства и правительства. Во всех процессах выборов на любую должность необходимо получить более 50% голосов.

Таковы в общих чертах структура и функции элементов системы государственной власти и правительства. Важно еще отметить некоторые аспекты, характеризующие кубинскую систему и имеющие важнейшее значение в содержании кубинской демократии.

Во-первых, подчеркну еще раз: коммунистическая партия не играет никакой  роли в процессе выборов кандидатов во все представительные органы государственной власти и правительства.  Разумеется, не обязательно состоять в партии, чтобы быть избранным. Тот факт, что на Кубе большинство таких представителей являются членами партии, связан исключительно с авторитетом тех людей, которые избраны.

Во-вторых, избранные представители не имеют никаких привилегий. Они не становятся профессиональными политиками, они совмещают работу в органах власти со своими прежними должностями: рабочий остается рабочим, студент - студентом, и т. п.  Единственное исключение составляют те, кто осуществляет определенные функции, требующие постоянного присутствия (председатель ассамблеи, вице-президент ассамблеи, вице-председатели и др.). В этих случаях они получают такую же зарплату, какую получали в прежних местах работы.

Заканчивая этот краткий обзор, невозможно упустить один важнейший аспект:  все избранные представители обязаны периодически давать отчет о выполнении своих функций. Это очень важный организационный принцип, тесно связанный с принципом ревокации (право отзыва): любой избранный представитель может быть снят с должности по требованию тех, кто его избрал, в любой момент срока исполнения должности. Это положение законно установлено во всех деталях и регулярно действует в системе, как гарантия демократизации нового типа.

Эти два аспекта выражают демократическую сущность кубинской системы. Особо подчеркнем аспект функционирования делегатов муниципальных ассамблей, как пример наиболее яркого выражения демократии. Муниципальные делегаты по закону должны встречаться со своими избирателями минимум два раза в год и на этих собраниях отчитываться перед ними о ходе свой работы. На этих встречах также коллективно анализируются все аспекты жизни, интересующие избирателей. Информация о тех проблемах, которые избиратели и делегаты не могут решить или выполнить самостоятельно, передается  соответствующим инстанциям правительства и администрации. Делегат также информирует население о работе органов правительства системы в целом. Помимо прочего закон предписывает, что делегаты обязаны  раз в неделю принимать избирателей и анализировать интересующие их темы или требования, передавая их другим инстанциям.

И даже если бы всего этого оказалось недостаточно, то избиратели ежедневно могут встретить своего делегата на улице, дома, в магазинах, в повседневной жизни, потому, что этот человек - мужчина или женщина, живет так же, как и жил прежде, чем был избран. Делегат и его избиратели жили и живут в одном районе и тесно связаны между собой.

Кубинская демократия и, в частности, кубинская система государственной власти, разумеется, не являются совершенными системами.  Но они постоянно анализируются всеми гражданами, в том числе  работниками системы, членами ассамблеи, специалистами научных центров, просто гражданами, которые  осуществляют контроль и исследования с целью систематически усовершенствования работы. Примером результатов такого непрерывного систематического процесса анализа и облагораживания  системы  стало само появление народных  советов (Consejos Populari): система начала действовать в 1976 г. и в 1986 г. было решено начать организацию этого звена системы, с целью укрепить связи центральной власти муниципии с маленькими единицами территории, и в то же время дать им больше автономии при решении своих проблем. Позже, в 1992 г., как результат анализа функционирования системы, были приняты изменения в Конституции, в законе, регулирующем процесс выборов, в других аспектах государственной системы. Примером таких изменений может служить следующее: с 1993 г. депутаты и провинциальные делегаты избираются прямо и непосредственно, тайным голосованием, гражданами, а не ассамблеями, как было до тех пор.

Принцип самосовершенствования системы - один из ключевых, руководящих лежащих в основе ее развития. Но, самое главное, что, по сути, этот процесс усовершенствования направлен к одной цели: укрепить роль граждан, всех индивидов общества в руководстве общественным процессом; проложить путь к выполнению стратегической цели, которую необходимо непрерывно и постепенно достигать, начиная с самого первого момента революции - к общественному самоуправлению - необходимому условию свободного человека. Это - истинная основа социализма, демократическая форма организации общества, где человек,  личность - есть самое большое и важное богатство общества.