Секция «Альтерглобализм: что это такое?
Левые и альтерглобалистское движение».

Краткий отчет

На заседании секции выступило 12 человек (многие в ходе полемики выступали повторно).

К сожалению, секция не смогла сосредоточиться на обсуждении конструктивных предложений, в виду выявившихся острых идейно-политических разногласий между различными группами участников.

Представители Конфедерации революционных анархо-синдикалистов (А.Рублев, В.Дамье) развивали точку зрения, согласно которой альтерглобалистское движение не является антикапиталистическим, ставя перед собой главным образом реформистские и даже утопические цели (например, возврат к социальному государству 60-х – 70-х гг. прошлого века), а некоторые из целей этого движения могут иметь по существу реакционные последствия (например, уравнивание условий заработной платы приведет к оттоку капитала из развивающихся стран).

В противоположность этому реформистскому проекту необходимо развивать институты прямой демократии и организовывать рабочих не для поиска незначительных компромиссов, лишь укрепляющих систему в целом, а для антикапиталистической борьбы, для противостояния системе капитализма в целом.

С еще более радикальных позиций альтерглобалистское движение было подвергнуто критике В. Сиротиным (редакция газеты «Человечность») и В. Бугерой (группа пролетарских революционеров-коллективистов). В.Сиротин утверждал, что движение, которое он именовал «антиглобалистским» (хотя участники движения категорически отвергают такое наименование), наполнено националистами, религиозными фундаменталистами и полуфашистами. В целом это движение носит реакционный характер. Он подчеркнул также, что неверно изображать Россию как жертву капиталистической глобализации, наряду с развивающимися странами, поскольку, по его мнению, Россия сама относится к числу империалистических хищников. В.Бугера доказывал, что легальная борьба за реформы не подготавливает массы к революции, а ведет лишь к атомизации и бюрократизации движения, к подчинению его лидерам, и формированию склонности к компромиссам. Борьба с капиталом как с целым возможна лишь тогда, когда движение не интегрировано в систему буржуазной законности.

Выступление И.Александровой из Поволжья лежало вне русла развернувшейся полемики. Она остановилась на том, что на периферии подавляющее большинство даже социально активных граждан не знает, что такое альтерглобалистское движение, не представляет себе его цели и задачи, не визит связи между этим движением и борьбой за свои насущные социальные права.

На этих же проблемах остановился Шестаков (региональное отделение инвалидов-чернобыльцев), подчеркнувший, что пока альтерглобализм не стал не только привлекательным лозунгом, но даже и понятным для большинства словом. А вот под знамена защиты своих конкретных социальных прав люди охотно втанут.

С позиций защиты значимости альтерглобалистского движения выступили Франсуа Утар (Всемирный форум альтернатив), Алла Глинчикова (Институт проблем глобализации), Кива Майданник (историк, ИМЭМО РАН), Андрей Колганов (движение «Альтернативы»), Юдит Дельхайм (ПДС, Германия), В.Кизима (Социалистическая партия Украины).

Франсуа Утар обратил внимание на тот обстоятельство, что различные организации, участвующие в альтерглобалистском движении, объективно противостоят логике капиталистической системы, даже если они не осознают этого. Столь разнородные организации со столь разнообразными целями и смогли объединиться именно потому, что у них общий враг. Борьба против либеральной глобализации означает и борьбу против логики капиталистической системы в целом.

А.Глинчикова в своем выступлении остановилась на том, что появление альтерглобалистского движения отражает факт глубокой эволюции капитализма. Сейчас уже не столь ясно, что же антикапитализм, потому что сам облик капитализма изменился, изменилась социально-классовая структура общества. Но в любом случае движение к новой исторической ступени развития невозможно без того, чтобы сформировать общество, сделать его интегрированным, суверенным по отношению к власти, способным к самоорганизации. Ведь цель состоит не в том, чтобы захватить власть – революция 1917 года потерпела поражение в том числе и потому, что общество оказалось поглощено государством. Нам нужно общество, способное самостоятельно конструировать новые решения. И участники альтерглобалистского движения стремятся решать именно эту задачу.

К.Майданник говорил о том, что альтерглобалистское движение сегодня – это единственное массовое движение, ставящее своей целью изменить мир в направлении тех ценностей, которые все мы разделяем. Альтерглобализм – слишком узкое название для нашего движения. Фактически это альтернативное социальное движение, которое пробудило массы против принятия капиталистического либерального порядка после периода растерянности и пассивности. Поэтому ему непонятно то ожесточение, с которым здесь нападают на это движение. Это спор между марксистским и религиозным подходом к социализму, когда последний навязывает движению некие «нерушимые» догмы и идеалы.

А.Колганов заметил, что в критике позиции левых в альтерглобалистском движении есть доля правды, заключающаяся в том, что левые недостаточно активно разъясняют в рамках движения свое видение стратегической перспективы. Верно и то, что без угрозы революции капитал никогда не пойдет на серьезные реформы. Однако это не основание для того, чтобы заклеймить движение как реформистское и повернуться к нему спиной. Мы должны работать там, где массы, и помогать им преодолеть свои слабости. Только в реальном многообразии борьбы за частичные цели люди приобретают понимание проблем и организационный опыт, позволяющие им ставить далеко идущие революционные задачи созидательного, конструктивного характера, позволяющие на деле формировать социальную ткань нового общества.

Ю.Дельхайм заметила, что для характеристики движения даже антикапитализм – недостаточное слово. Можно выступать против капитализма с антидемократических реакционных позиций. Ценность рабочего движения состоит в борьбе за равенство в свободе. Свобода общества может быть обеспечена только свободой человека. Слабость левого движения, за которое оно само несет ответственность – в недостаточно радикальной критике сталинизма. Сегодня нам необходимо учитывать реальности глобального капитализма, ведя борьбу за интересы нарождающегося глобального рабочего класса, чьи проблемы наиболее выпукло проявляются в проблемах мигрантов.

Ведущий секции А.Колганов