Что нужно знать всем о реформе образования

(краткая памятка)

Одобренные Правительством Российской Федерации законопроекты предусматривают существенные изменения в системе образования.

1. Если внесенные законопроекты будут приняты, школьное обучение перестанет быть полностью бесплатным. Впрочем, оно и сейчас уже не вполне бесплатное – уже давно привычной стала система периодических поборов с родителей учеников. Однако до сих пор не было платы непосредственно за обучение в школе. Новые же законопроекты предусматривают, что бесплатно вам будет преподаваться только набор предметов в объеме государственного стандарта. Этот государственный стандарт будет сокращен примерно на одну четверть по сравнению с тем, что фактически преподается сейчас. Любые же дополнительные знания сверх стандарта будут предоставляться только за плату.

Но не факт, что «за бесплатно» будет дан объем знаний, соответствующий требованиям государственного стандарта. Если учитель будет поставлен перед выбором – вести занятия по государственному стандарту за обычную заработную плату или вести дополнительные занятия за дополнительные деньги – то что он выберет? Ведь государственная зарплата учителя и сейчас не слишком велика, а новые законы уничтожают государственные гарантии заработной платы учителям, целиком возложив эти гарантии на нищенские местные бюджеты. Понятно, что учителей просто вынудят всякими правдами и неправдами стремиться к дополнительным, лучше оплачиваемым урокам. Это неизбежно будет создавать напряженность в отношениях между школой и родителями, будет ставить в неравноправное положение учеников из малообеспеченных семей.

Так или иначе, тем, кто захочет получить хороший уровень знаний, придется платить за дополнительные занятия. Но у всех ли есть родители, располагающие нужными для этого деньгами?

2. Реформа школьного образования предусматривает, казалось бы, хорошее дело: право выбора школы, в которой вы хотите учиться. Конечно, и вы, и ваши родители предпочтут хорошую школу. Новые законопроекты предусматривают, что лучшие школы, способные привлечь к себе учеников, будут получать и больше денег за их обучение из бюджета. Эти школы смогут больше платить учителям, а значит, взять на работу самых лучших учителей. Все справедливо?

Но ведь школы не резиновые. Лучшие школы не смогут вместить всех желающих. Поэтому лучшие школы будут устраивать конкурсный отбор среди желающих в них учиться. Поэтому в лучшие школы будут попадать либо самые успевающие ученики, либо те, у кого самые богатые родители. Остальные же будут вынуждены учиться в школах похуже. Эти школы будут получать меньше денег из местного бюджета, из них будут уходить хорошие учителя – туда, где платят больше. И в результате очень быстро школы разделятся на два сорта – хорошие, где учатся дети обеспеченных родителей (и, в виде исключения, особо одаренные дети), и плохие, не дающие нормальных знаний, и потому закрывающие дорогу к продолжению образования в высших учебных заведениях.

3. Новые законопроекты предполагают отмену последних еще остающихся льгот для учеников из малообеспеченных семей. Бюджет на 2005 год уже не содержит в себе средств, выделявшихся на питание школьников из малообеспеченных семей. Будут отменены все льготы, связанные с проездом. Кроме того, будут отменены льготы учителям в сельской местности, а значит, сельские школы станут еще менее привлекательным местом для работы, и уже существующая нехватка учителей в сельской местности станет еще острее.

4. Реформа вовсе никак не затрагивает ключевую для нынешней школы проблему – проблему падения качества образования. Скоро образование сносного качества можно будет получить только в небольшом числе элитных школ, берущих немалые деньги за обучение. Но нынешние реформаторы нисколько не беспокоятся о падении качества обучения для основной массы школьников.

5. В школах будет введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Он сдается в виде тестов по пяти предметам. Сам состав тестов таков, что они в большей мере проверяют память и общую эрудицию, гораздо меньше могут оценить владение логикой и умение самостоятельно размышлять, и практически неспособны уловить способности к творческому, нестандартному мышлению. Тем самым оценка знаний будущих абитуриентов приобретает однобокий характер, не учитывает как раз те качества, которые наиболее необходимы для продолжения образования в высшей школе.

Понятно, что лучшие шансы получить высокие баллы по результатам ЕГЭ получат те ученики, чьи родители способны заплатить за услуги репетиторов, специально натаскивающих на успешное прохождение тестов ЕГЭ. И еще: ни для кого не секрет, что многие вопросы у нас решаются с помощью взяток. Вряд ли станет исключением и ЕГЭ.

6. Шансы поступить в высшие учебные заведения после школы будут зависеть от результатов ЕГЭ. Именно по величине полученных баллов будет проводиться конкурс в высшие учебные заведения. Это лишает высшую школу возможности отобрать для учебы в вузах тех абитуриентов, которые в наибольшей степени отвечают конкретным требованиям, необходимым для получения высшего образования именно в данном вузе, именно по данным конкретным специальностям.

Кроме того, именно по результатам ЕГЭ будет предоставляться государственное именное финансовое обязательство (ГИФО) для оплаты обучения в вузе. ГИФО будет предоставляться далеко не всем, а только тем, кто получил высокие баллы. Предполагается, что с помощью ГИФО сможет оплатить свое обучение в вузе примерно половина студентов. И в лучшем положении окажутся те ученики, чьи родители смогли нанять репетиторов или оплатить дополнительные занятия с учителями, чтобы натаскать своих детей специально на сдачу тестов ЕГЭ.

Однако даже те ученики из небогатых семей, кто сумеет самостоятельно получить высокие баллы по ЕГЭ, вовсе не получат тем самым гарантии высшего образования. Ведь для поступления в хорошие вузы суммы ГИФО будет совершенно недостаточно – в них плата за обучение будет значительно превышать величину ГИФО. Кроме того, чтобы учиться в вузе, надо не только платить за обучение – надо еще на что-то жить. А государство вовсе не собирается платить студентам стипендию, сколько-нибудь близкую к величине прожиточного минимума.

7. Чтобы представить шансы студента заплатить за собственное обучение, надо знать следующее: по состоянию на конец 2004 г. оплата обучения на экономическом факультете МГУ по специальности «Менеджмент» (а есть и более дорогие вузы!) потребует от вас расходов минимально в 11 600 руб. в месяц (не считая расходов на жизнь), оплата обучения в весьма посредственном вузе – 2300 руб. в месяц. Таким образом, чтобы жить и учиться, от вас потребуется зарабатывать в первом случае не меньше 15 000 руб. в месяц, во втором – не меньше 6000 руб. В любом случае это выше средней заработной платы по стране. Шансов найти такую работу у начинающего работника без высшего образования ничтожно мало. А ведь учиться и одновременно работать – это задача, которая для большинства оказывается неподъемной.

8. Новые законопроекты предусматривают формирование системы специальных образовательных кредитов. Кредит выдается на время учебы, а начинает возвращаться по окончании обучения (проценты надо платить регулярно сразу после поступления). Предполагается, что кредит будет обеспечиваться государственными гарантиями и будет выдаваться под льготный процент (ставка рефинансирования Центрального банка минус два процента), причем потери банков будут компенсироваться государством.

Однако даже на таких льготных условиях кредит будет недоступен студентам из малообеспеченных семей, которым нелегко будет выплачивать даже проценты, а погашение кредита будет возможно только для представителей самых высокооплачиваемых профессий (менеджеры, юристы, бухгалтеры…), да и то при особенно удачном трудоустройстве. Понятно, что такое трудоустройство в немалой степени будет зависеть от социального статуса, имущественного положения и связей родителей.

9. Реформа предполагает переход к двухступенчатой системе высшего образования (бакалавр – магистр или специалист), причем переход на вторую ступень будет происходить по конкурсу. Сроки обучения бакалавра устанавливаются в 3-4 года, специалиста – в 1-2 года. Такой подход открыто нацелен на уменьшение общего числа студентов, прежде всего за счет получающих полноценное высшее образование. Государство ориентируется при этом на соотношения, которые были характерны для начала 60-х гг. прошлого века.

10. Реформа образования предусматривает, что уровень заработной платы преподавателей сверх минимального уровня оплаты труда больше не будет гарантироваться на федеральном уровне (за исключением небольшого числа вузов прямого федерального подчинения, список которых будет урезан до минимума). Теперь уровень заработной платы будет регулироваться, в зависимости от подчиненности вуза, местными или региональными бюджетами, большинство из которых находится в жалком состоянии. Стоит напомнить, что в ходе так называемой монетизации льгот на местные бюджеты недавно уже было переложено большинство еще сохраняющихся социальных обязательств государства.

11. Высшая школа будет фактически отрезана от бюджетного финансирования научных исследований. Деньги на научные исследования вузы должны будут либо зарабатывать сами, либо включаться в федеральные программы научных исследований, где они столкнутся с резко возросшей конкуренцией со стороны академических институтов, также попадающих под топор бюджетных сокращений. Резкое сужение возможностей финансирования вузовской науки противоречит сложившейся мировой практике, ставит преграду росту квалификации преподавательских кадров, ведет к размыванию и утрате сложившихся в вузах научно-преподавательских школ.

12. Реформа создает реальную угрозу приватизации государственных высших учебных заведений и выхолащивания государственных гарантий в области образования в обход существующих конституционных норм и действующего законодательства. Это достигается за счет смены легального статуса государственных образовательных учреждений и превращения их либо в государственные автономные учреждения (ГАУ), либо в государственные автономные некоммерческие организации (ГАНО). Согласно букве закона и конституции, запрет приватизации распространяется только на государственные учреждения в сфере образования, а государственные гарантии в сфере образования – только на государственные учреждения и предприятия. Ни о каких ГАУ и ГАНО эти нормы не говорят, а значит, на ГАУ и ГАНО не распространяются. Помимо этого, такие организации могут подвергнуты процедуре банкротства.

В результате открывается возможность для ГАУ и ГНО отказаться от существующих гарантий в области предоставления бесплатного образования. Кроме того, реформа предусматривает резкое снижение (в 5-6 раз) количества студентов, на которых государственные образовательные учреждения обязаны обучать бесплатно. Ну, а в случае приватизации ни о каком бесплатном обучении не будет и речи.

Вузы будут превращены в простые фабрики по производству прибыли для их владельцев.

Так что же делать?

Первое – остановить принятие этих законопроектов. Способов много: можно завалить депутата Государственной Думы от вашего округа возмущенными письмами, можно принимать участие в массовых акциях протеста (митингах, пикетах, демонстрациях), можно вести листовочную кампанию, можно принять участие в намечающемся на 2005 год референдуме.

Второе – выступить в поддержку альтернативного проекта реформы образования, который предполагает реальное обеспечение равенства возможностей для всех учащихся (проект «Образование – для всех»).

Образование – для всех!