Продовольственная проблема и роль государства в ее решении: временной и пространственный аспекты

Гайсин Р.С., д.э.н., профессор,

 заведующий кафедрой политической экономии

«Российского государственного

аграрного университета

- МСХА им. К.А. Тимирязева»

Суть продовольственной проблемы различается как во временном, так и в пространственном аспектах. Соответственно имеются существенные различия роли государства в решении этой проблемы по стадиям эволюции агропродовольственного рынка, а также по странам, имеющим различную степень насыщенности потребностей в продовольствии.

От того, что произойдет с указанными страновыми отличиями продовольственной проблемы, зависят варианты развития мирового агропродовольственного рынка и возможности решения продовольственной проблемы в будущем. Соответственно, от этого зависит возможность выбора альтернативных механизмов регулирования этого рынка и их социально-экономическая эффективность. При этом следует учитывать, что выбор этих механизмов в значительной степени может произойти под давлением и в интересах стран «золотого миллиарда». Как этого скажется на решении глобальной мировой продовольственной проблемы? Есть ли альтернатива этому пути?

Ответ на эти вопросы предопределяет необходимость, во-первых, внимательного взгляда на прошлое, всесторонней оценки тех специфических тенденций и их социально-экономических последствий, которые свойственны развитию агропродовольственной экономики, во-вторых, анализа настоящего, сегодняшней продовольственной ситуации во всем многообразии механизмов ее регулирования, глобальных связей и зависимостей. И только на этой основе можно дать ответ с позиции глобальных интересов человечества о целесообразности тех или иных путей решения этой проблемы в ближайшей и отдаленной перспективе.

В данной небольшой статье данная проблема рассматривается под одним, хотя и очень узком, но очень важным углом зрения – с позиции роли государства в регулировании агропродовольственного рынка: 1) в различных стадиях его эволюции, 2) в различных странах с разным уровнем развития, 3) в будущем при различных вариантах развития агропродовольственной экономики мира и различных путях решения мировой продовольственной проблемы. Столь обширный круг вопросов представляется здесь в основном в виде постановки проблемы и тезисного освещения некоторых подходов к ее раскрытию.

Тезис первый.

. Конъюнктура агропродовольственного рынка западноевропейских государств и США за индустриальную стадию развития прошла в своей эволюции три специфических исторических этапа. Этапы представляют собой большие волны конъюнктурных колебаний уровня спроса и предложения, длинные волны конъюнктурных циклов на агропродовольственном рынке:

I – Этап ненасыщенного рынка, этап роста (экспансии) рынка. По механизму регулирования он характеризуется как этап рыночного саморегулирования. До 20-х годов прошлого века.

II – Этап неполного насыщения (зрелости) рынка. По механизму регулирования он характеризуется как этап государственно-рыночного регулирования. С 20-х годов до начала 80-х годов ХХ века.

III – Этап полного насыщения рынка (этап стагнации). По механизму регулирования он характеризуется как этап

рыночного либерализма. С 80-х годов ХХ века.

Есть целый ряд специфических факторов, обуславливающих такую эволюцию агропродовольственного рынка и специфику его функционирования и регулирования на каждом этапе.

Тезис второй. На третьем этапе развитые страны достигли уровня насыщения потребностей в соответствии с рациональными нормами потребления. Более того, они столкнулись с острой проблемой перепроизводства продовольствия, перепроизводства не только относительного (по сравнению со спросом), но и абсолютного (по сравнению с потребностями). Избыточность производства продуктов питания на внутреннем рынке обусловила переход от политики рыночного протекционизма к применению политики преимущественно рыночного либерализма. Эта политика в большей степени способствовала ограничению роста предложения продовольствия. Но главное в агропродовольственной политике государств с развитой рыночной экономикой - это сброс избытка продовольствия в страны, продовольственный рынок которых находится на этапе не насыщенных потребностей или на этапе не полного их насыщения. Этому в опять таки способствует переход к политике рыночного либерализма, но уже в мировом масштабе.

Агрессивная экспансионистская внешнеторговая политика индустриально-развитых государств натолкнулась на входные протекционистские барьеры, которые по вполне понятным причинам, связанным с защитой, подъемом и освоениением собственного производственного потенциала продовольственного рынка, применяет (и применяло) любое государство при нахождении на I и II этапах развития агропродовольственной экономики. Такой мировой продовольственный порядок не соответствует интересам развитых стран. Они взялись его менять. Уругвайский (1995 г.) раунд переговоров ГАТТ (ВТО) принимает Соглашение с совершенно другими условиями членства в этой организации. Эти условия позволяют на законных ультимативных основаниях под лозунгами глобализации «взламывать замки на внешнеторговых воротах» стран третьего мира, заставляя их резко сужать роль государства в решении продовольственной проблемы путем поддержки и регулирования собственного производства.

Тезис третий. Нельзя оценивать однозначно последствия установления такого мирового порядка на продовольственном рынке. Для стран с перенасыщенными аграрными рынками такая политика имеет только позитивные последствия. Для государств с ненасыщенными рынками прогнозируются различные социально-экономические последствия рыночной либерализации внутренних и внешних продовольственных рынков. Сторонники такой политики считают, что следствием ее будет более полное удовлетворение потребностей населения этих стран более дешевыми и качественными продуктами питания. Позитивный эффект для производителей продовольствия заключается в том, что конкуренция приведет к повышению эффективности отечественного производства, в конечном счете, к повышению его конкурентоспособности и к экономическому росту отрасли. То есть рассматриваемая политика – это путь успешного решения продовольственной проблемы в мире в целом.

Противники нового порядка на мировом продовольственном рынке дают другой пессимистический прогноз развития продовольственной ситуации в мире. В рассмотренной ситуации из множества возможных сценариев развития сельского хозяйства ими выделяются  два. Развитие по первому сценарию может быть осуществлено при либерально-рыночной  модели агропродовольственной политики развивающихся государств и стран с переходной экономикой по нынешним условиям ВТО. Второй сценарий возможен при осуществлении политики государственно-рыночного регулирования аграрного сектора экономики, требующей пересмотра действующего в настоящее время порядка на мировых рынках продовольствия. Социально-экономические последствия развития по первому сценарию: длительный кризис и деградация производственного потенциала аграрной экономики этих стран. Со временем начнется подъем, возможен приток инвестиций и технологий. Но этот переход будет осуществлен через разрушительные социально-экономические потрясения, которые отрицательно скажутся не только на экономических показателях, но и на социальной, экологической и демографической сферах. Можно ли, говорят они, ценой разрушения сегодня, завтра, осуществлять решение мировой продовольственной проблемы послезавтра? Может не стоит полагаться на разрушительно-стихийные силы рынка в решении острейшей глобальной продовольственной проблемы – проблемы социальной, экологической, политической? Проблемы, от решения которой зависит будущее человечества? Они предлагают искать возможности решения этой проблемы в условиях перехода к научно-информационной стадии развития общества на путях использования государственно-рыночных подходов, на осознанном и целенаправленном регулировании этих процессов в интересах всей человеческой цивилизации с учетом различных перспектив в условиях возможного обострения демографической и экологической ситуации.