В. Першин. К вопросу о единстве материального и идеального (окончание)

Аватар пользователя В. Першин

 IV

            Во всех системах мироздания - в природе, обществе и мышлении, действует всеобщий закон прямых и обратных связей, который по праву можно отнести к уже известным законам диалектики. Материя определяет сознание - это прямая связь. Но и сознание активно действует на материю - это обратная связь. Более того, в рамках познанной и преобразуемой людьми объективной реальности ("ноосферы" по Вернадскому) сознание в форме знания имеет первенство над материей. То же самое относится к общественному бытию и общественному сознанию. Отсюда парадоксальное, на первый взгляд, положение Ленина: "политика не может иметь первенство над экономикой". Отсюда и решающая роль революционной теории и правильности ее усвоения и развития организаторами строительства социализма и коммунизма. Это также означает, что Гегель был прав, но не абсолютно, а относительно. Не упразднение объективного идеализма, а лишь диалектическое его снятие. Отсюда неиссякаемый интерес к трудам этого великого мыслителя, а также к известным работам Вернадского, Ильенкова и им подобным. За границами познания, то есть в сфере непознанной людьми объективной реальности, никакие идеалистические фантазии неприемлемы, действует исключительно прямая связь - материя первична, сознание вторично.

            Сознание (идеальное) – это противоположная материи (материальному) сторона целесообразной деятельности человека, высшая, присущая только человеку, форма отражения существующей вне его и независимо от него объективной реальности. Единство и противоположность материи и сознания, общественного бытия и общественного сознания, материального и идеального имеет место только в рамках целесообразной деятельности человека.

            Материя является в то же время сознанием, а сознание – материей. Это может показаться парадоксальным с точки зрения метафизического способа мышления, но не с точки зрения метода материалистической диалектики. Материя и сознание – это не застывшие стороны целесообразной деятельности человека, а два равноправных диалектически взаимосвязанных материальных ее процесса, которые идеально выражаются в движении категорий материя и сознание. Материя первична, сознание вторично. Этот методологический принцип не нарушает указанного равноправия, ибо сознание активно действует на материю. Но при этом недопустимо забывать о процессе в целом, составляющими которого являются материя и сознание - о целесообразной деятельности человека. Например, вещь - это отношение между человеком и природой, у которого две стороны: материальная и идеальная. Между ними существует опосредствующее их движение - целесообразная деятельность человека вообще, чувственная в частности и мыслительная в особенности. Именно о них повсеместно забывают вульгарные (грубые) материалисты или строго раскладывают по отдельным полочкам педантичные метафизики при комплексном решении основного вопроса философии.

            Сознание как материальный процесс, рассматриваемый в целом, состоит из трех основных моментов:

            1) процесса чувственного восприятия, заканчивающегося отражением в мозге человека представлений и созерцаний об окружающем мире;

            2) процесса абстрактного мышления – переработки созерцаний и представлений в понятия, в системы понятий, в целые теории, обеспечивающие понимание человеком представлений и созерцаний, полученных посредством чувственного восприятия;

            3) процесса производства знаний – выработки посредством абстрактного мышления новых, полезных для человека, представлений об окружающем мире и целесообразное воплощение их в практику, подтверждающую истинность и ложность полученных знаний.

            Подобно тому, как материальной основой всех общественных отношений являются производительные силы общества, точно так же материальной основой указанных трех процессов является деятельность нервной системы и мозга человека. Общая форма этой деятельности – сознание, существует сначала в форме созерцаний и представлений, затем – в форме их понимания, то есть в форме понятий, систем понятий и целых теорий, и, наконец, в форме выработанных знаний, подтвержденных практикой. Следовательно, только в рамках этой практики (то есть понятой и преобразуемой человеком действительности) сознание в форме своего третьего момента – знания, имеет первенство над материей по той простой причине, что человек сначала ставит субъективную цель, а потом достигает ее посредством целесообразной практической деятельности. Согласно Марксу этим и отличается самый плохой архитектор от самой лучшей пчелы. Вот куда метил философ Ильенков – в научное доказательство того, что знание революционной теории классиков марксизма во всех ее трех составляющих – философской, политэкономической и политической, имеет решающее, первостепенное значение в практике строительства социализма и коммунизма. Теперь это уже доказано историей.  Трагическое положение, о котором писал Ильенков, сложившееся в сфере преподавания, изучения и понимания революционной теории, стало главной причиной поражения социалистической революции в СССР и других странах социалистической ориентации.  

              В заключение несколько цитат из работ Маркса и Ленина, подтверждающих сказанное выше.

          «Метод, примененный в «Капитале», был плохо понят…», констатирует Маркс в «Послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч. т. 23, стр. 19). К сожалению, до настоящего времени дело обстоит именно так трагично. Исключениями продолжают оставаться Энгельс и Ленин. Вот почему  восстал Ильенков в 60-х, и уже только за это его имя навсегда останется в истории общественной науки.

            «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец – В.П.) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (там же, стр. 21).

            «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» («Флософские тетради», В.И. Ленин, полн. собр. соч. т. 29, стр. 152-153).

            «Диалектичен не только переход от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли etc (там же, стр. 256).

            «Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через «практику» (и технику)» «Жизнь рождает мозг. В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине» (там же, стр. 183).

              Все основные работы классиков марксизма являются живым воплощением разработки и творческого применения метода материалистической диалектики, следовательно принципиальным и комплексным решением основного вопроса философии, включая вопрос об отношении идеального и материального. Среди них на первом месте стоят все варианты марксовой "Критики политической экономии" вообще, его "Капитал" в частности и "Метод политической экономии" в особенности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, том 46, часть I, параграф 3). И как бы там не утверждали современные злопыхатели и добросовестно заблуждающиеся философы, политики  и экономисты о том, что марксизм безнадежно устарел, именно благодаря его методу материалистической диалектики он продолжает оставаться самым современным, живым и всесильным учением. Именно он убеждает в том, что ум человеческий может бесконечно возвышаться и обретать власть над материей, лишь признавая свою вторичность перед ней, познавая ее объективные законы и подчиняясь им.